Уроборос — змей, кусающий себя за хвост. Впервые изображение такой змеи встречается еще в Древнем Египте, позже перекочевывает в Грецию и оттуда – в культуру Западной Европы. Именно этот змей на многие столетия стал символом алхимии. Символом сил, запертых в колбе, символом начала и конца, летучего и возвышенного и ползущего (плывущего) одновременно. Такое построение – двоякое – использовалось в магии и заклинании и называлось схемой «абраксас», (по некоторым версиям здесь берет свои корни слово «абракадабра» — abrac-ad-abrac). Уроборос использовался для обозначения некоторых этапов перегонки и возгонки (очистки от примесей при испарении, например).

До нас мало что дошло о значении символа Уробороса в Египте, но вот древние греки под ним подразумевали сразу три вида первичной материи – существующую, создающую и уничтожающую саму себя. Некоторые историки видят тут связи с триединством Тримурти и позже – Троицы. Для алхимии же это значило свойства металлов, неметаллов и их смешения. Парацельс такими значками обозначил бы ртуть, серу и соль. Философский камень, как нетрудно догадаться, совершенен, поэтому триедин и все три начала соединялись в нем. В этом смысле змей-дракон мог рассматриваться как символ философского камня, точнее той материи, из которой этот философский камень вдальнейшем появится.

«В сочинении Авраама Еврея находится изображение Змея, пригвожденного к кресту. — отмечает Альберт Пуассон в книге «Теории и символы алхимиков». — Алхимически это означает, что летучее должно быть сделано устойчивым.

Драконы имеют одинаковое значение со змеями. Дракон без крыльев, изображение которого мы находим в книгах Авраама Еврея и Николая Фламеля, — это «сера», мужское и устойчивое. Крылатый дракон — это «меркурий»: летучее, женское (или гермафродитное) начало. Эти два дракона суть истинные начала философии мудрых».

Николай Фламель (1330-1418), алхимик XIV века, рассуждая о данном вопросе, писал: «Находящееся внизу без крыльев, представляет устойчивое или мужское, тогда как вверху — летучее, или женское, черное и темное, которое возьмет верх в продолжении нескольких месяцев. Первое называется «серой», или холодом и сухостью, а второе «меркурием» или сыростью и теплотой. Это солнце и луна, извлеченные из меркуриального и серного источников».

«Один дракон может также изображать три начала, но тогда у него бывает три головы, — пишет, например, де Эспанье в трактате «Арканы философии Гермеса». — Золотое руно (т.е. технологию изготовления Философского Камня) сторожит дракон о трех головах. Одна есть вода, вторая — земля, третья — воздух. Эти три головы должны соединиться в одну, которая будет достаточно сильна и достаточно могущественна, чтобы пожрать всех других драконов».

Иногда, как уже упомянуто, средняя фаза и состояние лишь подразумевались, тогда от трех начал оставалось два: «Сера» и «Меркурий». Их изображали тогда двумя драконами, составлявшими единый круг. В кругу этом дракон с крыльями, представлял, соответственно, летучего Меркурия (неустойчивость, слабость, «женские» свойства), а дракон без крыльев изображал «Серу» (устойчивость, крепость, «мужские» свойства).

Читайте так же:

Поделиться в соц. сетях

0