Даже пребывая в состоянии самадхи, мастер, достигший реализации (сиддха) может ходить, говорить, думать, рассуждать и делать все необходимое. Но, в отличие от обычных существ, он делает это с полным осознанием. При этом сиддха не просто в блаженстве переживает все происходящее, едва осознавая, что его окружает, подобно наркоману, накурившемуся гашиша. Он точно и ясно воспринимает мир и свои действия в нем, видя их подобие отражениям в зеркале. Внутренней точкой равновесия сиддха, чем бы он ни занимался, является Ригпа. Поэтому его можно назвать также видьядхарой, или ригдзином (rig-pa ‘dzin-pa), что в переводе означает «держатель» (‘dzin-pa) «осознавания» (rig-pa).

Это и является тем качеством, которое отличает реализованного мастера, сиддха, от обычного человека, постоянно находящегося в состоянии не-уравновешенности и дисбаланса. Вся активность сиддха вращается вокруг одного центра притяжения, этого неповторимого состояния истинного Осознания. Он движется по миру, подобно опытному танцору, стремительно летящему в танце сквозь многолюдный зал, никогда не спотыкаясь, ни разу не задев окружающих, постоянно осознавая все происходящее вокруг него.

Дзогченпа может, подобно Лонгчену Рабджампе, быть выдающимся философом и ученым своего времени и писать сочинения по Дзогчену, подобные «Семи сокровищам» (mDzod bdun) вышеупомянутого автора. Но суть не в этом. Дзогчен не является философией, подобной другим философским системам. Действительно, Дзогчен возможно изложить философским языком, но метод, присущий Дзогчену — это не философский анализ или систематическое изложение метафизики. Однако ошибкой будет сказать, что Дзогчен отвергает интеллект и интеллектуальную деятельность или не питает к ним уважения. Разум полезен и необходим. Он является средством для достижения определенных целей, но в Дзогчене во главу угла ставится не он, а Ригпа. Рассуждения должны с пользой применяться по мере необходимости, но не следует также забывать о свойственной всякому рассуждению ограниченности. Ригпа же — это разумность, находящаяся за пределами как рассуждений (dpyad-pa), так и самого интеллекта (blo-gros). Целью всех практик Дзогчена является умение сохранять внимательность и действовать разумно в любых ситуациях. В состоянии высшего созерцания с максимальной эффективностью действуют как рассудок, так и интуиция. Состояние Дзогчен полностью свободно от всякой неясности, проистекающей из бессознательных импульсов настоящей и прошедших жизней. Это состояние, являющееся центром всякого существа, характеризуется двумя качествами: пустотностью и ясностью. Пустотностью — в силу полной открытости и отсутствия пределов и ограничений, когда все возможности присутствуют одновременно. Ясностью же в силу того, что в нем присутствует не только ясная лучезарность, но также и разум.

Намкай Норбу Ринпоче

Читайте так же:

Поделиться в соц. сетях

0