Написание данного материала было обусловлено либо полным отсутствием какой-либо информации об африканских диаспорических религиях (АДР), либо наличием искаженной информации, а также разнообразных мифов. Я постараюсь описать основные идеи и практики Гаитянского Вуду в сжатой форме, а также развеять некоторые мифы.

Прежде всего хочу обратить внимание на то, что в этой работе речь пойдет именно о Гаитянском Вуду и, хотя другие АДР имеют определенные сходства как между собой, так и с Гаитянским Вуду (далее просто Вуду), есть также и существенные отличия. Поэтому, практикуя АДР, их не следует путать, и эти практики не рекомендуется смешивать.

Как я заметил ранее, АДР имеют как сходства, так и определенные отличия, поскольку, хотя они и берут свое начало в Африке, начало это находится в различных частях Континента. Поэтому, даже если традиция носит название «Вуду», это вовсе не означает, что она идентична Гаитянскому Вуду.

Вот некоторые известные АДР:

Прежде всего “Вуду” могут называться следующие традиции:

Вуду Бенина (Vodun)
Луизианское Вуду (Louisiana Voodoo)
Доминиканское Вуду (21 Divisiones)
Гаитянское Вуду (Vodou, Sevis Ginen)

Другие АДР:

Сантерия, Пало Майомбе, Пало Монтэ (Куба)
Оча (Ямайка, Тринидад)
Кондомбле, Умбанда, Кимбанда (Бразилия)

Ифа (Нигерия) – Происходит из традиции народа Йоруба, является прародительницей Сантерии и отчасти Кимбанды.

Итак, непосредственно Гаитянское Вуду произошло из религиозных практик народов Фон и Эве королевства Дагомей (Бенин, Того, Гана). Во времена работорговли французы перевозили рабов в свою сахаропроизводящую колонию Сан Доминго (Гаити).

Поскольку французы были католиками, они активно пытались обратить рабов в свою веру, и африканские религиозные практики преследовались. В результате этого рабам приходилось скрывать свои практики под фасадом христианства, таким образом произошел синкретизм африканской религии и католицизма. В гаитянском вуду это ярко проявляется в виде отождествления католических святых с африканскими духами, а также использования католических молитв в практике вуду.

Однако, не смотря на влияние католицизма, французского оккультизма, масонства и церемониальной магии, гаитянское вуду, вместе с пало майомбе и кимбандой, является одной из наименее разбавленной христианством и наиболее близкой к африканской традиции АДР.

Вудуисты или вудуисанты (vodouisant) верят в существование единого, незримого и непостижимого Б-га Bon’dye (Б-г милостивый). Б-г создал мир и удалился, передав свои полномочия и власть духам Lwa (Лоа). Лоа являются аналогом святых или ангелов, которые так же называются мистериями. Лоа существуют для поддержания баланса и равновесия в мире, управления им. Люди могут обращаться к ним за помощью и через них постигать Б-га, поскольку Б-г не общается с человеком напрямую и не достижим для человека. На мой взгляд, в этом прослеживается аналогия с каббалистическим видением мироздания, и, возможно, это видение просочилось в вуду из французского оккультизма.

Основные классы Лоа – Rada, Petwo, Guede.

Существует ошибочное представление о Лоа Petwo как злых и Лоа Rada как добрых. В реальности же, в вуду нет концепции добра и зла как таковых, или, по крайней мере, она существует не в том виде, в котором она присутствует на Западе.

Petwo Lwa можно описать как горячих (Cho), их можно соотнести с огнем. Они вспыльчивые, агрессивные, работают быстро, напористо и приносят быстрый результат. Однако они очень требовательные и их легко обидеть, если что-то сделано неправильно. Начинающим практикам обычно не рекомендуют с ними работать.

Примеры: Kafou, Ti Jean Petwo, Ezili Dantor, Bossou.

Rada Lwa – духи более спокойные, размеренные, работают обычно медленно и терпеливо, хорошо подходят для защиты и получения знаний. В основном имеют африканское происхождение.

Примеры: Damballa, Ayizan, Kouzen Azaka.

Guede Lwa – духи, связанные с мертвым, во главе их находятся Бароны и Маман Брижит.

Известны своим непристойным поведением, пошлым юмором, ругательствами и разнообразными проказами. Когда они овладевают Лошадью (человеком, участвующим в службе), они имитируют половые акты, зажимают трость между ног и размахивают ей как фаллосом и всяческим образом дебоширят.

Примеры: Bawon Samedi, Bawon Simitye, Bawon Lakwa, Bawon Kriminel, Maman Brijit.

Также Guede – это неупокоенные мертвые.

Важной нацией (nasyon) духов в вуду считается Nago Lwa. Это в основном духи, пришедшие с территории современной Нигерии от народа Йоруба. Они похожи на духов Сантерии, Лукуми, Кондомбле и Ифа. В Ифа и Сентерии они известны как Ориша.

Самым ярким примером является Ориша Огун в Ифа или Лоа Огу в вуду.

Однако, несмотря на некоторое сходство, смешивать традиции, например, проводить ритуал вуду и взывать к Ориша Огун с использованием формул Лукуми, не рекомендуется, поскольку это может привести к различным неприятным и нежелательным последствиям.

Также следует отметить, что очень часто в вуду имя духа относится не к индивидуальному духу, а к целой семье Лоа, таким образом являясь в некотором смысле фамилией семьи Лоа.

Есть мнение, что всего существует 21 нация Лоа. В каждой линии или роде Вуду могут быть свои уникальные нации духов, которых нет в других линиях.

Лоа живут бок о бок с человеком, существуя в своем мире и в мире людей одновременно. Таким образом, существует мнение, что Лоа невозможно изгнать. С Лоа можно только договориться, чтобы они Вас оставили.

Миры Вуду

Согласно философии вуду, человек состоит из 5 частей.

Corps Cadavre – физическое тело, плоть.

N’ame – Дух плоти, жизненная энергия, позволяющая телу функционировать при жизни. Похоже на часть души Нефеш в Каббале.

Ti bon ange – Индивидуальность, эго, идентификация человека, сознание, менталитет и эмоции. Похоже на часть души Руах. Именно эта часть души наиболее интересна для практиков, поскольку с ней выполняются различные манипуляции.

Gros bon ange – дается человеку при зачатии, та часть жизненной энергии, которая движется дальше после смерти и возвращается к Б-гу. Похоже на Хия.

Z’etoile – звезда судьбы или божественная сущность человека, не связанная с другими частями, находится за пределами физического тела. Бессмертная божественная сущность. Похоже на Йехида.

Как можно видеть, прослеживаются аналогии с Каббалой, что, возможно, привнесено через масонство и оккультизм.

Как сказано выше, ti bon ange может подвергаться различным манипуляциям, и именно эта часть души может быть атакована колдунами. Эта часть души может быть временно отделено от тела (от головы). Например, при владении Лоа Лошадью, ti bon ange временно вытесняется из тела для создания места для Лоа. Также, связь ti bon ange с телом можно ритуально ослабить для облегчения владения. Делается это в ходе ритуала Lave Tet (мытье головы), который длится 3 дня и в ходе которого определяется Esco (Эскорт духов) и Met Tet (Хозяин головы или ангел хранитель) человека.

Следует заметить, что в вуду одержимость духами не является чем-то негативным или нежелательным. Напротив, когда Лоа входят в человека, они наполняют его божественной силой, благословлением, очищают его и излечивают, а также делают дивинацию.

Первая часть Лаве Тет заключается в очищении от различного духовного мусора, некоторые утверждают, что можно почувствовать физически, как с них снимается лишний груз.

Далее человек ложится (kouche) в badji, где ему открываются знания, его посещают Лоа и им служатся церемонии, определяется Мет Тет человека, его голова усиливается и укрепляется.

Затем выполняется крещение головы, голова освящается в службе Гинен. После этого проводится небольшое празднество начала духовного пути.

В ходе Лаве Тет ti bon ange помещается в Pot Tet (горшок), который является связью с Мет Тет человека. Сама процедура ритуала держится в тайне от непосвященных.

Считается, что человек, проявляющий истинный интерес к Лоа, был избран (reklame) духами для службы им.

Важно отметить, что вуду не является системой магии, вуду – это скорее философия и образ жизни. Следовательно, подходить к вуду как к сугубо магической практике не стоит. Для этого существуют более простые и сугубо магические системы.

Практика вуду заключается в служении Лоа, построении и укреплении отношений и связи с духами. Лоа не приказывают, с ними выстраивают отношения, и они с радостью помогают. Их следует воспринимать как своих друзей и членов своей семьи и подобающе к ним относиться.

Служением Лоа вудуисанты стараются достичь гармонии своей индивидуальной природы с окружающим миром, что выражается в силе духа и проявлении находчивости в жизни. Частью этой гармонии является членство в сообществе или семье и поддержание отношений с другими членами. Сосьете вуду или «Дом» организован как большая семья, где инициированные являются детьми инициаторов, что создает иерархию и влечет определенные обязательства. Вуду зиждется на понятиях любви и уважении к Богу, духам, семье, сосьете и себе самому. Нет такого понятия, как правильно и неправильно, поскольку человек с Лоа Дамбала в качестве Мет Тет будет иметь взгляд на реальность, отличный от человека с Лоа Огу Ферай «в голове».

Для самостоятельного служения Лоа не требуется инициации, однако рекомендуется получить наставления опытного Унгана (Houngan) или Мамбо (Mambo), то есть жрецов вуду, а также выявить своего Мет Тет.

Определение своего Мет Тет необходимо для того, чтобы другие духи не пытались завладеть головой человека. Важно знать, что Геде имеют свойство притворяться другими Лоа и пользоваться наивностью простаков, а также существуют так называемые Джабы, то есть сущности демонического характера, которые так же могут пытаться овладеть головой.

При получении консультаций и инициаций необходимо быть предельно осторожным, поскольку в АДР существует огромное количество шарлатанов и не вполне чистоплотных практиков. В лучшем случае есть риск потерять деньги, в худшем случае — нечто большее. Например, после некоторых инициаций люди хорошо себя чувствуют только на Гаити. Это происходит из-за намеренного подселения джабов в голову наивных искателей «силы», после чего они постоянно возвращаются на Гаити и тратят там свои деньги.

В интернете есть масса людей, продающих Канзо (инициацию) по схеме «все включено». За определенную сумму денег любой Петя Колдун или Маша Ведьма может отправиться на пару недель на Гаити и за это время изучить все таинства вуду и получить ассон.

Я не буду говорить о легитимности подобных инициаций, но аналогом могло бы быть посвящение в XII градус О.Т.О. за неделю и определенную сумму денег.

Прежде всего унган должен выполнить дивинацию, выявить, подходит ли этот путь человеку, дать ему указания, присмотреться и через год или около того, если человек все еще заинтересован, пригласить на инициацию. Более того, существует 3 степени посвящения, которые определяются Лоа. Разумеется, многие хотят сразу получить высшую степень, при этом не думая, какие обязанности и какую ответственность влечет за собой эта степень. Как я сказал ранее, только Лоа может определить, в какую степень может быть посвящен человек.

Магия Вуду

Итак, степени посвящения, следующие:

Унси канзо (hounsi kanzo) –должен уметь петь priye Ginen помимо других обязанностей. Обычно ведет нормальную профанную жизнь и имеет работу и т.д.

Унган/Мамбо Су Пуэн (Houngan/Mambo Sou Pwen) – огромная ответственность. Может работать для себя и друзей, не имеет права создавать свой ассон (специальный инструмент, похожий на маракас), но берет его «на прокат». Может служить в храме на различных позициях и должен уметь это делать, должен уметь петь Прие Гинен, должен подносить кровавые жертвы своим Лоа, должен участвовать во всех церемониях сосьете со своим духовным отцом/матерью и т.д. На данном этапе все еще возможно иметь работу.

Унган Ассогве (Houngan Assogwe) – высочайший чин и высочайший уровень ответственности, в этом чине унган получает ассон от Лоа Папа Локо. Обязан проводить все необходимые церемонии. Ответственность можно охарактеризовать следующей фразой – Б-г на первом месте, Лоа на втором, сосьете на третьем, все остальное после. Обязан выполнять все требования Лоа, например, проснуться в 3 утра и провести ритуал.

Если человек уверен, что вуду действительно ему подходит, в первую очередь необходимо установить связь с предками, поскольку они всегда приходят первыми и являются самыми надежными защитниками.

Об этом мало говорится, и роль почтения предков обычно сильно преуменьшается, но следует иметь в виду, что роль предков в вуду очень велика и их почтение занимает огромную, ключевую роль в практике.

Существует масса мифов о куклах вуду, иголках и т.д. Это происходит из Худу и Луизианского вуду и не имеет отношения к гаитянскому вуду.

В гаитянском вуду куклы используются для создания pwen, а не для симпатетической магии. Pwen – это некие объекты силы, и используются больше как талисманы.

Что касается Худу, это именно та практика, которую я мог бы порекомендовать интересующимся сугубо магической стороной вуду. Худу – это афроамериканская народная магия. Именно в этой системе используются куклы, свечи, корни и т.д. Также в ней используются псалмы. Своими корнями она уходит в африканскую деревенскую магию и происходит из Конго и Анголы.

Стоит отметить, что на взгляд обывателей, в вуду существует некий элитизм, поскольку при массовых службах унганы и мамбо используют так называемый Langaj Lwa (специальные жесты и фразы), музыканты используют специальные ритмы и т.д.

Несмотря на существование некоторых отличий от дома к дому, в инициатических линиях вуду существует достаточно строго определенный регламент, который, как и другие основные знания держится в строжайшем секрете и не доступен для непосвященных. Посвященные не имеют права разглашать эти тайны, поскольку клятва приносится прежде всего духам. К преимуществам инициации можно также отнести включение в семью, что означает получение всех преимуществ от многих поколений рода всей линии.

Существуют и линии вуд, где нет инициаций, но даже в них существуют некие тайны, не доступные обывателям. Самой известной такой линией является Макайя вуду, довольно распространенная в Гаити. Их жрецы в основном мужчины и называются Боко (Bokor). Боко становится обычно человек с особенно сильным пуэн. Боко макайя вуду не следует путать с колдуном, работающим в одиночку и по найму, который тоже зовется Боко.

Самые известные линии вуду: Deka, Tcha Tcha, Makaya, Sanpwel, Sect Wonj, Bizango.

Групповые службы, как правило Fete Lwa, проходят следующим образом.

Все начинается с длительного и тщательного очищения храма (унфо). Затем произносятся католические молитвы, включая «Отче Наш». Затем поются песни духов сосьете (приветствие основных духов сосьете). Затем приветствие духов барабанов унто (hounto). На этих барабанах будут впоследствии играть музыканты. После этого поются песни каждого духа каждого класса, начиная с Легбы (Легба всегда приветствуется первым, поскольку он страж врат между мирами). Схема следующая: Легба, все духи Рада, все духи Петуо, все духи Геде. В ходе церемонии спускаются Лоа, овладевают людьми, берут подношения, дают благословления, делают дивинацию и исцеляют людей. Церемония длится несколько часов и заканчивается под утро, когда все изможденные расходятся по домам.

Также существует служба Mariaj Lwa – церемония бракосочетания человека с Лоа, при которой укрепляется связь человека с Лоа и человеком берется на себя огромная ответственность уделять внимание этому или этой Лоа.

При индивидуальных службах следует обратиться к Легбе с просьбой отворить врата и затем обратиться к конкретному Лоа.

К предкам можно обращаться напрямую без Легбы.

И напоследок немного о смерти.

После смерти, во время погребальной церемонии, части души разделяются. Gros bon ange возвращается для воссоединения с божественным, а ti bon ange отправляется anba dlo (под воду) на год и один день. После отдыха, ti bon ange вызывается из «вод» в специальный терракотовый горшок govi, которые далее помещают в храме или на алтаре потомков умершего. Далее ti bon ange служат как предку, и он оберегает последующие поколения. Если этот дух никто не заберет из «вод», он перерождается в неупокоенного мертвого или геде.

Если в Вас проснулось желание практиковать вуду, укрепите связь с предками, попросите их указать вам путь, и они обязательно Вам помогут. Затем выявите своего Мет Тет и начните ему служить. Для начала, но не до установления и укрепления связи с предками, можете служить Легбе, поскольку Легба есть у каждого.

Успехов и да укажут Вам Лоа самый безопасный и подходящий Вам путь!

Автор: Антон Черноус

источник

 

Читайте так же:

Поделиться в соц. сетях

0