В Дзогчене говорится о четырех методах освобождения мыслей (grol lugs bzhi):

1. Чер-дрол (gcer-grol), «освобождение посредством обнажения (пристальным вниманием)»;

2. Шар-дрол (.shar-grol), «освобождение в момент возникновения»;

3. Ранг-дрол (rang-grol), «самоосвобождение»;

4. Е-дрол (ye-grol), «изначальная освобожденность». Для иллюстрации этих методов Патрул Ринноче использует различные метафоры. Чер-дрол, освобождение посредством обнажения мыслей, подобно встрече с давно знакомым человеком. Шар-дрол, при котором мысли освобождаются едва возникнув, подобен змее, развязывающей узлы собственного тела. А ранг дрол, при котором мысли спонтанно рождаются уже в освобожденном со¬стоянии, уподобляется проникновению в пустой дом вора, который не может ничего украсть в силу полного отсутствия предметов. Так что в этом случае процесс возникновения и освобождения мыслей не причиняет ущерба и не приносит прибыли состоянию созерцания. Первые три из вышеперечисленных методов касаются процесса освобождения мыслей, тогда как «изначальная освобожденность» — это само состояние Ригпа, которое никогда не было ничем иным, как только полной изначальной свободой.

С применением метода чер-дрол, «освобождения посредством обнажения», связана еще некоторая деятельность ума; мы обращаем на мысль свое внимание и распознаем ее как мысль. Это подобно встрече со старым знакомым на многолюдной улице чужого города: едва увидев, мы немедленно узнаем его лицо. И хотя этот процесс может быть доведен до некоторого автоматизма, всегда существует небольшой временной интервал между процессом возникновения мысли, осознания ее наличия и распознавания ее как мысли и самим моментом ее растворения. Такая практика лучше всего подходит для начинающего, но на более продвинутых стадиях этот метод уже является ошибочным.

На следующем этапе мысль распадается в самый момент своего возникновения. Патрул Ринпоче иллюстрирует этот процесс образом рисования на поверхности воды. Рисунок, сделанный на воде, исчезает в самый момент своего возникновения. Процессы рисования и исчезновения происходят одновременно. Так же и при этом тине практики одновременно происходят возникновение (shar-ba) и освобождение (grol-Ьа) мыслей; между их само порождением и самоосвобождением нет ни малейшего промежутка. Поэтому такой метод называется шар-дрол — «освобождение в момент возникновения». Но практика шар-дрол не предполагает прикладывания усилий (rtsol med) для подавления возникающих мыслей. В этот процесс не вкладывается никакой энергии, а потому все происходит спонтанно, почти автоматически. Если при применении метода чер-дрол для сохранения пристального внимания требуется некоторое усилие, в практике шар-дрол необходимость в таком усилии полностью отсутствует. Здесь все возникающие мысли сами собой возвращаются в свое естественное состояние и освобождаются. Поэтому можно сказать, что мысли освобождаются самой потенциальной энергией (rtsal) Дхармакаи. Они приходят к освобождению без каких-либо усилий, за счет самой энергии и движения, сопровождающих их возникновение. В тексте Патрула Ринпоче использован образ змеи, развязывающей узлы своего тела. При этом, чем большую энергию содержит в себе возникшая мысль, как, например, мысль, связанная с эмоцией вожделения или гнева, тем мощнее будет состояние Ригпа, основанное на ее самоосвобождении. Поэтому для практика Дзогчен страсти и эмоции (санскр. klesa) из врагов состояния Ригпа становятся друзьями и помощниками. Точно так же и все рассудочные, дискурсивные мысли видятся ему как проявления изначальной творческой энергии всепроникающего Ригпа (rig-pa zang-thal gyi ngang las rang rtsal du ‘char-bd). В этом состоянии и пребывает практикующий, ничего не принимая и не отвергая (blang dor med-par bskyangs-pa). Но вместе с тем он еще воспринимает Дхармакаю как основу освобождения (grol-cha’i chos-sku ngos bzung), а потому в этом состоянии присутствует некоторая утонченная двойственность.

На третьем этане практикующий выходит за пределы всякого различения между возникновением и исчезновением мыслей. Образ, используемый здесь автором — это вор, забравшийся в пустой дом и не находящий ничего, что можно украсть. Мысли освобождаются в самый момент их возникновения, ни на мгновение не покидая состояния Дхармакаи. Можно сказать, что само возникновение является их освобождением и между этими двумя моментами не существует никакого различия. Освобождение является полностью самопроизвольным, спонтанным, не требующим усилий и мгновенным, то есть превращается поистине в самоосвобождение. Именно этот метод является дзогченовским в собственном смысле; все прочие — это всего лишь подготовка.

Сансара и нирвана

Мы прикованы к сансаре непрерывным круговоротом постоянно сменяющих друг друга мыслей, страстных побуждений и негативных эмоций. В системе Сутры слово сансара (‘khor-ba, «круговращение») означает круговорот активностей, как ментальных, так и физических, тогда как нирвана (myang ‘das, уход от страданий) определяется как успокоение, или абсолютный покой. Поэтому в тибетском языке используются также синонимы: srid-pa, «существование», «бытие» для обозначения сансары и zhi-ba, «умиротворение, покой» для нирваны. Сансара представляет собой обусловленное бытие (санскр. samskrta-dharma), обусловленное состояние ума и мыслительных процессов, при котором все элементарные составляющие бытия (санскр. dharma) являются в виде причин¬но-обусловленных явлений. Эта бесконечная цепь сменяющих друг друга причин и следствий называется взаимозависимым происхождением (санскр. pratttyci-scimutpada). Сансара по самой своей сути есть движение мыслей, тогда как нирвана архатов (dgra-bcom-pa), к которой стремятся последователи Хинаяны, представляет собой абсолютный покой, в котором более не возникают ни¬какие движения страстей. Но в системе Махаяны нирвана архатов не считается ни окончательной целью, ни даже необусловленным состоянием бытия (санскр. asamskrta-dliarma). Согласно учению Махаяны, архат все еще подвержен тончайшим ментальным заблуждениям, а потому после исчерпания причин своего нирванического состояния он вновь вступит в бытие в одном из высших миров Рунадхату. Поэтому к полному освобождению от сансары ведет только путь бодхисаттвы, поскольку лишь для него возможно обретение полного освобождения в состоянии будды. Однако после достижения состояния архата человек уже избавлен от необходимости рождаться в мире людей, поскольку все причины для грубых страстей в нем исчерпаны.

Но в Дзогчене освобождение означает свободу как от сансары, так и от нирваны. Здесь целью считается не достижение некоторого блага после попадания в небесные обители, а полное освобождение либо еще в этой жизни, либо непосредственно после смерти в состоянии бардо. В системе Тантры сансара и нирвана считаются двумя противоположными реальностями, одна из которых представляет собой загрязненные и кармически обусловленные миры, населенные подверженными заблуждениям перерождающимися живыми существами, а другая — чистую мандалу божеств и просветленных. Сансара есть результат неведения и заблуждений обычных живых существ, а нирвана — результат знания, или ведения просветленных. Но в Дзогчене эти две противоположные реальности рассматриваются как единство. Весь внешний мир видится как мандала, а населяющие его живые существа — как божества в ней. При этом не применяется никакого метода трансформации, свойственного Тантре. Все видится таким же, как и прежде. Горы остались горами, но каждая гора — это гора Сумеру. Просветление — это не бегство с Земли и некоторый «небесный рай», а то, что может происходить здесь и теперь. С точки зрения Дзогчена, рассудочные мысли выходят за пределы своей ограниченности и превращаются в истинное, изначальное знание (ye-shes). По сути, это самораскрытие того, что было неявным и сокрытым прежде. В конце пути мы находим то, что присутствовало перед глазами с самого начала. Таково само обнаружение знания: наступило единство, но противоположности не соединены. И то и другое пребывает в пространстве истинного знания. Золотые письмена.

Пер. с тибетского, комментарии и примечания Джона Рейнолдса, 1996. Русский пер. С. Хос.

Читайте так же:

Поделиться в соц. сетях

0
(Visited 1 times, 1 visits today)