Стоит сказать: «корабль-призрак», — и воображение тут же угодливо предложит картинку — ревущий океан, темное небо, расцвеченное всполохами молний и бригантина с оборванными парусами. Именно такой образ кочует из мифов в легенды, из легенд в книги, из книг в фильмы. И кажется нам, будто «летучий голландец» и иже с ним — преданья старины глубокой, не более. Ан нет. Последнее судно, находящееся в плавании, но лишенное экипажа, было затоплено в апреле 2012 года — у берегов США…

 Японское привидение

Японский траулер был смыт мощным цунами, высота волн которого достигала 10 метров, 11 марта 2011 года. И целый год, «без руля и ветрил» и даже навигационных приборов бороздил просторы океана. Японцам, потерявшим в природной катастрофе 19 тысяч человек, было совсем не до розысков беглеца. Объявился же траулер — живой и невредимый, только изрядно проржавевший, — у берегов Канады 23 марта 2012-го. Но уже в начале апреля благополучно вошел в воды США. И американцы решили с призраком не церемониться: сославшись на то, что траулер может помешать навигации между Северной Америкой и Азией, сотрудники береговой охраны расстреляли корабль в 240 км от берега. И тот ушел на дно. Такая вот неромантическая история. Неясно только одно: зачем понадобилось топить корабль? Ведь даже основательно проржавевший траулер стоит денег. К тому же в его баках, вместительностью более 7 тысяч литров, вполне могли находиться изрядные запасы топлива. Но все это добро предпочли затопить. Почему? Разумеется, США никогда в этом не признаются (как не признался бы ни один здравомыслящий человек, боящийся прослыть смешным), но, скорее всего, они просто-напросто испугались связываться с брошенным траулером: давняя морская примета гласит — встреча с кораблем-призраком всегда приносит несчастье.

Что скрывает и какиее тайны содержит океан? Существуют ли корабли-призраки?

Океан и «корабли-призраки»

 Клятва Морхауза

Из опасения навлечь на свои головы проклятие от практики буксировать найденные «привидения» отказались еще мореплаватели XIX века! Тогда международная морская конференция приняла решение: все встреченные «голландцы» топить без сожаления. Против кораблей -призраков началась самая настоящая военная кампания, которая продолжается — как мы видим — по сей день. Самым урожайным выдался 1930 год: тогда на морское дно было отправлено 267 «беспризорников».

Те же немногие, кто отваживался доставить брошенное судно в порт, потом горько жалели о своем решении, причем и по весьма прозаическим причинам. В этом отношении очень показательна история с бригантиной «Мария Целеста». В ноябре 1872 года судно вышло из Нью-Йорка с грузом технического спирта и взяло курс на Италию.

А 4 декабря бригантину обнаружил парусник «Дей Грейша», также шедший из Америки в Гибралтар. Капитан корабля — Дейвид Морхауз — заметил, что «Мария Целеста» очень странно движется: она то и дело меняла галс и перемещалась будто скачками. Чтобы понять, в чем дело, Морхауз отправил на бригантину старшего помощника и дюжину матросов. Но ступившие на борт корабля люди не встретили там ни единой живой души. При этом все было в абсолютной целости и сохранности. Бочонки со спиртом не тронуты. Запасов воды и продовольствия — хоть отбавляй. Ни малейшего намека на беспорядок! Это-то и удивляло больше всего: ведь должна же была быть причина, по которой «насельники» «Марии Целесты» покинули корабль!

Бригантина «Мария Целеста», казалось бы должна быть полуразрушена. Но нет. Сундуки с личными вещами стояли на своих местах, на палубе сушилось белье. В капитанской каюте лежал растянутый аккордеон, а на стене висели женская одежда и платьица маленькой девочки: капитан взял с собой в плаванье жену и двухлетнюю дочку. В судовом журнале значилась дата последней записи: 25 ноября «Мария Целеста» прошла в 6 милях севернее острова Санта-Мария.

Капитан Морхауз решил отбуксировать корабль в порт Гибралтар, надеясь заработать. Однако вместо прибыли едва не получил место на нарах: его заподозрили в том, что он — с целью наживы — расправился с экипажем «Марии Целесты», попросту выбросив его за борт.

Судебные разбирательства шли долгих 11 лет! И все это время Морхауз пытался доказать, что он не верблюд. В итоге следствие ни к чему так и не пришло: «При полном отсутствии каких-либо данных, которые могут пролить свет на это дело, следует опасаться, что судьба экипажа «Марии Целесты» увеличит собою число тайн океана, которые откроются только в тот великий день, когда море откажется от своих мертвецов. Если было совершено преступление, о чем заставляет подозревать многое, то мало надежды на то, что преступники попадут в руки правосудия».

Ну а Морхауз в своем последнем слове поклялся, что никогда в жизни больше не свяжется с кораблем-призраком и тем более не приведет его в порт.

 Неуловимый Джо

Помните анекдот про неуловимого Джо? Почему он такой неуловимый? — Да потому что на фиг никому не нужен! Практически та же история и с кораблями-призраками: капитаны стараются дальней дорогой обходить брошенные суда. Потому-то эти морские «фантомы» все еще находятся в «области мифов и легенд». Те же редкие случаи, что становятся достоянием ученых, понемногу проливают свет на загадочные события.

Итак, все призраки — то есть корабли, находящиеся на плаву без экипажа, — можно разделить на три группы. К первой относятся суда из разряда «Марии Целесты»: найденные в полной целости и сохранности, с хорошим запасом питья и продовольствия, без единого человека на борту и, зачастую, без спасательных шлюпок. Нередко — со следами поспешных сборов. Всякий раз при осмотре подобных судов складывалось впечатление, будто люди в один миг приняли решение, что им необходимо покинуть корабль или же просто вышли, что называется, на минутку — и вот-вот вернутся обратно. Зачем? Почему? Эти вопросы всякий раз оставались без ответа.

 Мертвецы у штурвала

Вторая группа кораблей-призраков, — это суда, чей экипаж составляют мертвецы. Таков, например, трехмачтовый парусник «Эбий Эсс Харт». Его обнаружили в сентябре 1894 года в Индийском океане: все 38 членов экипажа были мертвы. Как потом выяснилось, они умерли из-за разрыва сердца. В живых остался лишь капитан. Правда, толком он ничего не мог ни сказать, ни объяснить по той простой причине, что безвозвратно сошел с ума.

Еще одна леденящая кровь история произошла с парусником «Малборо». Английская спасательная команда поднялась на его борт в октябре 1913 года. И обнаружила 20 скелетов в истлевшей одежде. Разобрать что-либо в вахтенном журнале не удалось — страницы склеились, чернила растеклись. Англичане предпочли поскорее убраться с «Малборо». Уже на берегу, основательно покопавшись в архивах, несостоявшиеся спасатели установили: парусник «Малборо» вышел из порта Литлтон в 1890 году — то есть 23 года назад.

Теплоход «Уранг Медан». Самый же «свежий» случай имел место быть в Малаккском проливе, что рядом с Суматрой, в феврале 1948 года. Торговые суда, находящиеся поблизости, приняли радиосигнал с голландского теплохода «Уранг Медан»: «SOS! Теплоход «Уранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа». Потом следовали путаные тире и точки. А в конце радиограммы четко значилось: «Я умираю».

Спасатели, прибывшие достаточно быстро, к сожалению, не застали на борту ни единого живого человека. Мертвой была даже собака. Капитан лежал на мостике, офицеры — в штурманской и рулевой рубках, матросы — по всему пароходу. На всех лицах — гримаса ужаса. При этом на телах — ни малейшего следа насилия. Возможно, дальнейшее расследование пролило бы свет на эту трагедию, но в трюме теплохода внезапно вспыхнул пожар. Последовал мощный взрыв. «Уранг Медан» разломился пополам и затонул…

 «Леди» исчезает и появляется…

Наконец, третья группа — это, собственно, сами призраки: до них нельзя дотронуться, на их палубу нельзя ступить, но сообщения о встречах с ними поступают с завидной регулярностью. Так, например, самый знаменитый корабль-призрак — «Летучий голландец» — последний раз видели в 1941 году — на пляже в Кейптауне. Сотни туристов, наслаждающихся отдыхом, а в их числе и принц Уэльский (будущий Георг V) и его брат Альберт, вдруг увидели: прямо на них на полном ходу с моря надвигается корабль с разорванными парусами. Купальщики уже предвкушали, что судно вот-вот врежется в берег, как оно вдруг исчезло — просто растаяло в воздухе…

Второе место на «призрачном» пьедестале почета, безусловно, надо отдать трехмачтовой шхуне «Леди Лавинбонд». Она потерпела крушение 13 февраля 1748 года. И пассажиры, и экипаж погибли. А все из-за неразделенной любви. Дело в том, что на борт судна поднялась невеста капитана — Аннета. Как известно, женщина на корабле — к несчастью. Здесь же ситуация усугубилась нешуточным соперничеством: на Аннету положил глаз помощник капитана. Кончилось все плачевно: не смирившись с поражением, помощник в неурочный час убил рулевого и тем самым вызвал крушение корабля…
С тех пор о «Леди Лавинбонд» не было ничего слышно долгих 50 лет. Но 13 февраля 1798 года сразу два судна доложили о встрече с ней! А корабль береговой охраны «Эденбридж» всерьез опасался столкновения со шхуной: настолько реалистично выглядела «Леди»!

Спустя полвека — 13 февраля 1848-го — шхуна вновь напомнила о себе: на этот перед очевидцами разыгралась сцена кораблекрушения. Моряки бросились спасать утопающих, но стоило им подойти к месту катастрофы, как «Леди» и ее пассажиры исчезли…

1898-й, 1948-й, 1998-й — каждые 50 лет, по раз и навсегда установленному расписанию, «Леди Лавинбонд» появляется на поверхности океана, а потом исчезает на полвека. В следующий раз ее появления ждут в 2048 году…

Читайте так же:

Поделиться в соц. сетях

0