При изучении Кабалы возникает неизбежный вопрос о Древе Смерти (Мир Клипот). Это связано с влиянием оккультизма Папюса, Телемы и последователей Ордена Золотой Зари. Это небольшая статья не ставит себе целью дать окончательный ответ и привести связную систему аргументов или контраргументов по этому вопросу. Мы верим в существование онтологии Древа Смерти, мы использовали его символику и работали на основе этой концепции, не ставя под вопрос утверждения наших предшественников, однако некоторые моменты должны быть пересмотрены, подталкивая читателя к другим вопросам.

Прежде всего, где можно найти следы этого Древа в иудейской и каббалистической литературе? После некоторых исследований стало очевидным, что первым возможным источником является Талмуд, трактат Соука 52а и трактат Эрубин 19а. Потом Зогар, особенно Зогар Рута или Мидраш ха-Неелам о Руте 79б, где можно прочитать отрывок о злых силах, имеющих 7 имён: Злой, Порочный, Сатана, Противник, Камень преткновения, Необрезанный, Цафони. У Геенны тоже 7 имён (см.Prqe Раввина Элиезера, глава 53): Колодец, Подземная тюрьма, Безмолвие, Топь, Шеол, Тень Смерти, Земля Внизу.

И что же нам даёт перечень составляющих Древа Смерти?

Aretz (Мир, Земля из-под низа), Sheol (Яма), Abron (Утрата), Tit Aisoun (Отбросы), Bershoat (Колодец), Irasthoum (Тень Смерти), Ozlomoh (Врата Смерти), Gehenne (Долина Сна), Gehenoum (Долина Забвения), Gehenomoth (Долина Смерти).

Как мы можем видеть, различия значительны. Оккультизм нам даёт 10 имён вместо 7, тогда как иудейские тексты не говорят об обратной стороне Древа Жизни из 10 сфирот, но только об именах, даваемых «склонным к злу» (sitra ha-ra), называемым часто «другой стороной». Именно эти «склонные ко злу» и были названы оккультистами Древом Смерти, которые при чтении некоторых пассажей Зогара думали, что другая сторона (Древо Смерти) должна быть сформирована по той же логике, что и 10 сефирот Древа Жизни. «Склонные ко злу» состоят из Клипот мира Клипы, эти Клипот – материальные скорлупы, отбросы творения, в которых зиждется деградация совершенного состояния. Их образование детально объяснено лурианской Каббалой в теории Цимцум. В действительности Клипот принадлежат каждой сфире в одном месте и в одно время. Не Древо Смерти, но со-существование 2 миров. Клипот – это не 10 независимых сфер, но 10 «неблагоприятных» остатков (в смысле, противоположном направлению творения), примыкающих к 10 сфирот. Кроме того, Клипот существуют лишь в мире Ассиа. Этим утверждением мы покончим с манией оккультистов, которые хотят работать с так называемым Древом Смерти и инфернальными Путями. Нет никакой надобности искать скрытые тёмные королевства вне нашего мира.

Затем, в Пекудее (Pekudei), том 13, раздел 44, в Зогаре говорится о 6 ступенях другой стороны. Далее, в разделе 53 описываются Семь Комнат Другой Стороны, причём таким же способом, как и в Мидраш ха-Неелам. Зогар объясняет, что существуют ступени и комнаты Другой Стороны Святости в области проявления зла. Семь Комнат Другой стороны носят такое же имя, как и Семь областей Геенны.

Первая комната – Пустой Колодец, соответствующий Сатане. Проникающий туда ничего не видит и ему не за что уцепиться, он падает бесконечно. Это место предназначено для проклятых и холериков. Dumah, инфернальный глава, захватывает здесь души проклятых, отвернувшихся от святости, которые подталкиваются Тахариэлем (Tahariel). Под управлением Dumah находится Pitut – обольститель, посредник зла, обитающий на кладбищах, чтобы овладеть душами осуждённых. Перед Pitut стоит Gamgima, красный, как роза. И ещё Safsirita – толкающий человека на гнев.

Вторая комната – Могила, соответствующая извращению и предназначенная для тех, кто совершил сексуальные преступления. Два духа находятся в этом месте, имя которым «Зло» и «Чума». Здесь находится Astiriya, который ответственен за тех, кто зря проливает собственное семя и не способен узреть Шекину. Также Taskifa, отвечающий за развращённых и совокупляющихся с животными. В этой комнате присутствует ещё Niatziriel, исторгающий три капли яда: «Разделение», «Горечь Смерти» и «Отстой». И ещё Sangadiel, отвечающий за тех, кто использует женщин в качестве алтаря для странного Бога. Здесь все секреты колдовства и чёрной магии. Sartaya отвечает за лжецов и действует на окружающий мир через мечты.

Третья комната Другой стороны – это Dumah, соответствующий имени Противника. В комнате находятся четыре отверстия с четырьмя хозяинами во главе. Первый – Sakafortaya, располагающий оружие у входа в синагогу в дни Суда. Второй – Sangadiel, отвечающий за обвинителей. Третий – Angerayon, причиняющий боль и болезнь. Четвёртый – Askara, отвечающий за смерть детей.

Четвёртая комната – Долг, соответствующая отвратительной грязи и содержащей все грехи мира. Здесь находятся странные Элохим и люди, подстрекающие к запретным удовольствиям. В комнате обитает могущественный дух «El», соблазняющий человека, изучающего Тору или пребывающего в синагоге.

Пятая комната – Шеол, соответствующая имени «необрезанный». Хозяин этого места – Shoded, вор (также соответствующий «Голоду» и «Расточительству»).

Шестая комната – Тень Смерти и имеет четыре отверстия: «Смерть», «Зло», «Тень Смерти» и «Тёмный». В этих местах обитают те, кто отрёкся от будущего, сумасшедшие, бессердечные люди и невежи в понимании Бога. К тому же, именно здесь находится Проститутка.

Седьмая комната – это Осадок Вина, куда помещаются все извращённые и святотатствующие души. В этой комнате обитают: Tzafoni (относящийся к северу), Nesira (сеятель) и Tzalmon.

И ничего более, никакой Тёмной Сфиры, никакой древесной структуры, призванной воспроизвести схему Древа Жизни. Простое описание ада, действительно испытывающее влияние Вавилонского Плена, где находятся все проклятые души.

Следует вернуться к тексту Мидраш Рута (79d): «Некоторых, кого называют злыми, карают в Геенне в течение 12 месяцев. Злой человек, который не раскаялся, не имеет права на избавление, он осуждается навечно пребывать в Геенне». И это даёт нам повод говорить о том, что кара может быть не вечной в аду. Нет неминуемого прощения, но есть возможность исправиться и избавиться от Клипот.

Далее будет представлен другой текст, заново объясняющий на основе числа 7 существование мира Клипот.

7 королей Эдомских возникли до творения Мира Ацилут. Эти 7 королей были затем уничтожены, а из частей их останков появились Нефеш, Руах и Нешама. Но из этих останков также появились и Клипот, общее имя которых Адам Белиал, сталкивающий добро и зло.

Согласно кабалистической традиции, Ева имела сексуальные отношения со Змеем и умерла во имя очищения сынов и дочерей Адама и Евы. «Без грехов наших родителей мы не пришли бы в этот мир» (Гемара). Смерть – это причина очередного разделения добра и зла. Мудрецы говорят: «Они умирали только по совету Нахаша». Возникает ответ на вопрос: как можно умереть, не согрешив? После этого мы возвращаемся к обвинению Бога в несправедливости. Объяснение в том, что зло уже находится в них, и что оно было в их душах с момента грехопадения Адама ха-Ришона, когда Нахаш передал все свои нечистоты в его душу. Предыдущее зло может исчезнуть только после смерти, согласно словам: «…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт 2:17).

Добрые души распределяются в Адаме ха-Ришоне, в то время как 248 злых душ располагаются в Адаме Белиале. «Грехопадение» Адама имело следствием смешение частей Адама ха-Ришона и Адама Белиала, смешение зла и добра. Это справедливо и для Руахот и Нешамот, окружающих и задерживающихся в 248 частях Адама Белиала. После греха Адама мы должны посвятить все наши силы выходу из мира Клипот, согласно вышеописанному образу действия. Это указано в Псалме: «Дай силу, Элохим». Если бы мы были Правыми и наше слово было безупречно, то у нас имелась бы сила вырваться из клети Клипот с первого же раза, и тогда бы сбылось пророчество Мудрецов: «Сын Давида придёт только тогда, когда все души в Гуф (тело) выйдут оттуда». Согласно традиции, чем более свята душа, тем ей будет тяжелее вырваться из Клипот, поскольку добро смешано со злом. «Тот, кто более велик, передаёт своему близкому большую алчность, чем той находится в другом». Как говорят Мудрецы: «Ученик Мудреца должен избегать выходить один ночью».

После прихода Мессии ничего более не будет иметь двойственную структуру и всё снова воплотится в лоне Адама ха-Ришона. Лишь пятки останутся отделены, это соотносится со строфой: «YHVH, они покрывают стыдом поступь твоего Мессии». Пятки Мессии, покрытые стыдом, указывают на последнее поколение людей на земле. Вот почему мудрецы учат: «Когда придёт Мессия, жестокость увеличится». Поскольку эти части ног начальные и имеют непосредственное и первичное отношение к телу, то души, привязанные к нему, в большей степени материальны и склонны к жестокости. Мудрецы предупреждают: «Сын Давида не придёт, пока все души не будут освобождены из тела». Это не должно забываться. Что касается символа пяток, то следует обратиться к работе Анника де Сузенеля «Символика человеческого тела».

Клипот – это отбросы и испражнения от семи Королей Эдомских, называемых «Смерть». Напротив, выходящее из шлаков добро называется «Жизнь». К тому же, пока между ними существует святость, то поддерживается сама жизнь и приносит им жизненную силу, питание и дыхание. Но, будучи лишёнными святости, они умирают. Это и есть причина, по которой они толкают человека на грех, чтобы сохранить его под своим влиянием, заключённым между ними. Грешная душа обеспечит их жизнь и питание. Все работают во имя их сохранения, как и написано: «Они не презирают вора, укравшего ради удовлетворения чувства голода».

11. – Когда души вырвутся из мира Клипот, называемого Смертью, вместе с обитающей между ними Шекиной, Клипот придут в упадок, они будут низвергнуты в пропасть и умрут. Как говорится: «Поглощена будет смерть навеки…» (Ис 25:8). Sefer haGuilgoulim.
—————-—
© Spartacus FreeMan

Читайте еще по теме:

Поделиться в соц. сетях

0