Верховный шаман Тувы
Необходимость этого интервью назрела давно. С одной стороны, в рамках начатого диалога «Восток — Запад / Запад — Восток», с другой — личный и даже надличностный интерес автора как исследователя сакрального. В первом случае представляется логичным и обоснованным обращение к началу начал — архаическим техникам экстаза, — по выражению знаменитого антрополога Мирча Элиаде, — то есть к шаманизму и к тому человеку, который в наше время является его живым олицетворением, во втором — слияние внутреннего интереса с самой целью исследования — узнавая прошлое, сохранить передачу потомкам.

Многое из нижеприведённого — на русском языке публикуется впервые; спорные с первого взгляда утверждения обретают плоть и кровь при целостном и детальном изучении темы, при незамутнённом взоре и открытом сердце; одним умом картину мира не выстроишь. Ответы на многие вопросы я старался сохранить в первозданном виде, не трогая и не разрушая того уникального и специфического построения, которым изобилует речь шамана.

Наш диалог произошёл в пространстве и времени и одновременно вне того и другого — посредством всемирной сети Интернет. Мистические события происходили с завидной регулярностью, приучая меня к неожиданному повороту событий и умению их толковать; стирались грани недолговечного, в зените проступали иероглифы Неба.

С нами в гостях — Верховный шаман Тувы уважаемый Кара-оол Тюлюшевич Допчун-оол, председатель организации «Адыг-Ээрен — Дух Медведя»1, единственной в России официальной организации шаманов, чьи традиции своими корнями уходят в глубокое прошлое. О вере предков, современном положении дел и дальнейшей траектории развития — мы узнаем из первых уст.

Ильяс Мукашов (И.М.): Здравствуйте, уважаемый Кара-оол Тюлюшевич! На Родине в Туве Вы — человек известный, но в Европейской части страны есть некоторые пробелы. Наш журнал2 читают разные люди — прорицатели, шаманы, обычные люди — ищущие и созерцающие. Расскажите, пожалуйста, о Вашем пути становления, как начался Ваш путь как шамана, кто были Ваши учителя? Как Вы узнали о своём предназначении?

Кара-оол Тюлюшевич (К.): Конечно, я известен на своей Родине в Туве и за пределами России тоже. Есть страны, в которых меня хорошо знают, я известный. Европейские страны, многие государства, в которых побывал и там исцелял людей, и много сделал и для возрождения ведического шаманизма, на Западе тоже я свой вклад внёс, и в других государствах разных. Но, конечно, пробелы, как говорите — это не так. Я считаю себя известным во всём мире. А вот то, что я к шаманизму пришёл — это не совсем шаманизм. Это ведический шаманизм знахарского толка — я ещё знахарь, я колдун же ещё, шаман, ведист, целитель и ясновидящий. Так что я с детства, с девяти месяцев, попал в руки к своей бабушке — Великой чёрной шаманке. В то время она исцеляла людей и известной во всей Туве была Великой шаманкой. И вот по материнской линии дедушка у меня действительный колдун и знахарь был. От этих двух людей я взял дело, потому что они меня тогда в свои руки взяли и меня воспитывали — я видел всё, что они делали. Хотя при коммунизме было всё скрыто, всё запрещалось. Но ночью люди приходили за помощью. По здоровью, по разным проблемам. Но я считаю, конечно, своими учителями мать моего отца, бабушку — Великую чёрную шаманку — и отца моей матери, дедушку — знахаря и колдуна. Поэтому я всесторонне людям помогаю, исцеляю. Также решаю проблемы разных людей и жизненные, бытовые, самые разные: в учёбах, делах, проблемах, которые люди встречают на своём пути, и даже детям в экзаменах помогаю, и в армии.

Я же, конечно, как своему учителю обязан доктору исторических наук, обладателю звания «Живое сокровище шаманизма» Американского фонда исследования шаманизма Монгушу Бораховичу Кенин-Лопсану, потому что он меня как сына принял, весь свой опыт, всё передавал он мне, и в 2009 году на съезде всех шаманов Тувы, которых около 150 человек, меня выбрали Верховным шаманом Республики Тува, и сам Монгуш Борахович Кенин-Лопсан подписал мне удостоверение, что я являюсь действительным Верховным шаманом Республики Тува, и сертификат дал, выписал тоже и свою личную печать поставил. «Ты отныне над моей головой, наверху находишься», — он так говорил мне. Но это не самое главное, а самое главное — я к шаманизму пришёл в 1982 году, когда был коммунизм, но я ещё молодой был, но я первым делом начал исцелять людей: со своих детей начал, своей жены, потом их друзей, потом эти друзья своих друзей звали, потом в больницу ходил, исцелял. А в 1993 году учредили Общество шаманов «Дунгур», вместе с Монгушем Бораховичем Кенин-Лопсаном начали шаманскую деятельность. Я считаю, что специально меня учили только дедушка и бабушка, и, конечно, наставления давал жизненные и самые разные Монгуш Борахович Кенин-Лопсан. А вот как такового, когда я действительно начал шаманить — меня никто не учил. Потому что я готовый к делу был шаман.

И.М.: В Республике Тува Вы возглавляете Общество шаманов «Адыг-Ээрен — Дух Медведя», в самой Республике шаманы работают как врачи — выезжают на дом и принимают людей в своей организации. Часто приходилось слышать, что советская власть притесняла, репрессировала шаманов. Ведь если сгущать краски, то, наверное, линия передача могла бы оборваться? Но сейчас мы видим возрождение архаических верований, внутренней энергии Духа. Насколько репрессии обескровили шаманскую передачу от предков — потомкам? Или передача подобно ветвям дерева — можно срубить, но семена будущих всходов уже попадали в почву?

К.Т.: Я возглавляю шаманскую организацию — у нас не общество, а организация — «Дух Медведя — Адыг-Ээрен». В 2001 году мы учредили эту организацию, а в «Дунгуре» я с 1993 года. Я там председателем тоже был, но «Дунгур» («Бубен») — это было общество.

Конечно, репрессии в Туве были — огромные чёрные следы оставили шаманизму и шаманам. Я помню, мой дед мне говорил, что в 1942 году у нас здесь, у местности Тоджа — лагерь заключённых был, только шаманы. Там других людей не было, только шаманский концентрационный лагерь — 400 шаманов было. Но вот когда началась война, наша Республика, тогда Народная Республика — независимое государство, — то правительство начало забывать кормить заключённых. И тогда спросили правительство, или члены партии дали добро, — как быть с заключёнными? Они сказали — затолкать их в барак и сжечь, потому что Тува помогает продовольствием и скотом — фронту. И что действительно было — так они сожгли 400 шаманов, затолкали в барак и сожгли. Потом через два дня пришли они, охрана, и посмотрели, как там, что случилось, что осталось. Они же убежали, когда сожгли. Потом приехали, и там пепел, по колено пепел был. А там сидели ледяные люди, прозрачные, как стекло — льдом покрыты люди. Три человека сидели. Потом они взяли лопатку, золу сгребли, подошли и потрогали — они растопили лёд, а там живые люди. Один из них был мой дед, он жил в 60 км от Кызыла вниз по Енисею, ныне там село Баян-Кол. Вот он живой остался. От огня защитил себя, замуровав во льду. А второй был Великий шаман — на западе Тувы есть такая река Алаш, в устье реки Алаш — оттуда был шаман. А третий был с юго-запада Тувы, с местечка Саглы у границы Монголией. Вот три шамана живы остались. Потом в то время доносили отсюда в Кремль — Сталину, что тувинцы сожгли своих шаманов. Остались три живых шамана. Тогда Сталин потребовал к себе этих трёх шаманов. Этих шаманов отправили Сталину. Он с ними говорил. Мой дед хорошо по-русски разговаривал, его предки были с Дона, донские казаки. И Сталин понял, что это умные люди. Надо их попросить отправиться на Сталинградскую битву. Так их отправили на Сталинградскую битву на военном самолёте. И они камлали вокруг Сталинграда прямо в самолёте. На Курской дуге там было сражение — там тоже они камлали. Потом по фронтам полтора года они шаманили и приехали, — Сталин их наградил, и они вернулись обратно. В Туве их встретили холодно. Но репрессии как таковые тех шаманов уничтожали, но их дети оставались, а эти дети рожали потомство. Так что у нас в Туве шаманизм — он у нас в крови, в кости. У нас шаманизм, и хоть предков расстреляли, но их внуки стали шаманами — это гены, человеческие гены; это генетика.

Когда-то было большое государство во всей Азии и Европе — Скифия. Тогда шаманы-ведисты понимали, что будут репрессии, будет коммунизм, будет сожжение, будет инквизиция. Они привили шаманизм своим будущим поколениям. Поэтому как деревья шаманов срубали, но их всходы, семена подрастали. Вот с этого, наверное, Вы примеряете. Так что, шаманизм и шаманов, это, истребить нельзя. Физически можно, конечно, но дальнейшее потомство этих шаманов не истребить. Это никакой силы нет на Земле. Это мистическая сила, это ведическая сила, это магическая сила, это сверхъестественная сила, это наследие предков у нас.

И.М.: В своём открытом письме-обращении к Президенту РФ Вы рассказали для некоторых, может быть, даже и шокирующую новость, что ваш дедушка по личному поручению Иосифа Сталина принимал участие в камланиях на фронтах Великой Отечественной. Более того, ходят такие мифы, что и сам Сталин был сильным шаманом, в Сольвычегодске он принял посвящение, будучи в ссылках при царском правительстве. Как Вы можете это прокомментировать?

К.Т.: Мой дед, когда мне было лет десять — рассказывал, что он действительно встречался со Сталиным, с двумя друзьями — три человека всего. И по просьбе Сталина они участвовали на фронтах, особенно Сталинградская битва, как я уже говорил. А вот Сталин тогда говорил, мол, я почему вас вызвал сюда, дорогие товарищи, товарищи шаманы — потому что Гитлер из Тибета вывез тысячи лам, они против СССР читают сутру. И я хочу противопоставить вас их сутрам. Так как я знаю шаманов давно, говорил он, я хорошо верю шаманам — даже древние завоеватели прибегали к помощи шаманов, как Аттила полководец, как Чингисхан, как полководец Субедей. Шаманская сила очень нам нужна, он говорил. Потому что в такое трудное время помощь со всех сторон Родине нужна. Даже шаманы — он так говорил, понимаете? Вот это суть дела. В такую, как Отечественная война — шаманы даже нужны были.

Мой дед говорил, что Сталин действительно хорошо понимал шаманов. Значит, у него шаманское что-то было — так он заметил, мой дед. Потому что мой дед был Великий шаман, с колдовским, знахарского толка даром. Он понял, что Сталин действительно был посвящённым. Поэтому сам хорошо понимает шаманов. Ну, у него работа такая, что он всё как шаман делал. Поэтому он вызвал из Тувы Великих шаманов и доверил им дело. Конечно, дед мой говорил, что когда-то ссылка была в царские времена — он где-то на Севере посвящение получил. Так мой дед говорил, потому что они беседовали со Сталиным. Насчёт шаманизма они тоже говорили.

Шаманское наследие — оно в мирное время нужно для исцеления людей, всякие жизненные проблемы людей решает и погоду регулирует, дожди вызывает — засухи чтоб не было; природе и человеку помогает. Шаман в мирное время — очень мирный человек. Потому что шаман всегда желает людям, народам — мир, чтобы они счастливо жили, удачливо жили, благополучно жили, и здоровыми жили, дети их крепкими выросли, чтобы они все сыты были, обуты были, всё нормально с ними было. Это шаман так желает людям. И шаману нет никакого различия национальностей и никаких вероисповеданий. Религии разные, но люди остаются людьми. Поэтому, человек — дитя природы. Этого человека шаман должен любить и этого человека должен исцелять и помогать.

И с природой точно так же. Без природы жизни не бывает. Надо обязательно поддерживать природу. Чтобы были дожди, чтобы были солнечные дни летом и зимой, не было никакой засухи, чтоб скот был упитанным, зимой чтобы падёжа не было. А шаман, он в военное время — человек очень нужный, потому что это с древних времён, даже в скифские времена, старославянские, хуннские, тюркские, уйгурские, киргизские, монгольские — это всё использовали; такая сила от шамана исходит. Если враг, то как победить, с какой стороны нападать и как с ними совладать — это шаман как свои пять пальцев знает. Даже в древние времена карты не было, шаманам карта не нужна. Это у него вся шамана сила в голове, и что он думает насчёт этого дела, и есть камни хуваанак, гадательные, это есть карта.

Человек, если просит, что он болен, ещё что-то его мучает, или проблема есть — этому человеку помочь и его болезнь надо исцелять. Человек просто так не болеет. Человеку вот зависть последнее время мешает, и плохие разные злые слова у людей, и разные притеснения — вот от чего человек может заболеть. И болезнь эта — есть чёрт или порча, который заходит в человека. Вот этого чёрта или порчу надо выбросить. Человек потом выздоравливает быстро, без лекарств даже. И на войне точно так же: шаманские стрелы есть священные. Некоторые до тысячелетия доходят по древности. Вот эти стрелы, если от какой страны враг идёт войной на нашу Родину — эти стрелы надо туда нацелить. И чтобы те враги ничего не могли сделать. Нервно-паралитическое действие даёт, сковывает врага. Тогда легче его побеждают. Это основная сила; это есть секрет шаманизма.

Шамана нельзя обижать. Нельзя шамана очернять. Шаман — он же помогает людям и природе, вот что я говорю. А если шамана притеснять будут, злить — это очень опасно делать. Я видел это — когда мою бабушку в юрте сожгли с дедушкой НКВД — я своими глазами видел. Меня как мальчика выбросили на улицу зимой. А дедушку с бабушкой привязали верёвками, бросили в кровать, в юрте, керосином облили и сожгли. Я кричал громко, плакал. Меня спас мой дядя — Дикий шаман. Он меня спас от мороза, без него я бы замёрз. А то там не было вокруг людей на много километров вокруг. Они были в ссылке, я вместе с ними был. Потом что случилось — я видел своими глазами. Те люди, которые сожгли моих бабушку с дедушкой — три НКВД-шника — у них дети все повесились, сами повесились все, и жёны их закончили дни в психбольницах. Я своими глазами видел это. Какая кара их постигла! Даже без потомства остались. Нельзя было это делать. Шаман — это сверхъестественный, мистический человек. Могут отомстить. Это есть тоже сила шамана. Вот, например, люди приходят, плачут — притесняют их, выгонят с работы. Например, женщина приходит — дети есть, кредиты взяла, чтобы платить детям-студентам за их учёбу, и средства к существованию надо, а таких людей с работы выгоняют. И вот я им помогаю, тех притеснителей я часто наказываю, чтобы не увольняли этих женщин с работы. Это есть шаманская сила, чтобы помогать людям.

И.М.: Широко известно на весь мир тувинское горловое пение Хоомей3: в Республике объявлен День Хоомея, собраны ансамбли разных направлений и стилей, они завоёвывают международные награды и премии. Память народа сохранила эпос, песни, сказания и музыку. Можно ли сказать, что хоомей изначально — пение шамана? Звук издают разные люди, разные существа, духи. Является ли хоомей в исполнении шамана — особенным, уникальным? Он творит реальность или хранит прошлое, передавая звук в будущее?

К.Т.: Хоомей, конечно, горловое пение тувинцам с древних времён известно было. И потому тувинцы особенно сильные горловики. А вот в шаманизме хоомей использовали с архаических времён, это ещё с древнего человека перешло. Горлом вызывать духов. Это есть такая сила, для вызывания духов. Я, конечно, горжусь, что тувинские горловики завоёвывают весь мир. Но изначально было это шаманское, во время камлания для вызывания духов использовали. И в шаманских обрядах тоже использовали. Я, например, могу показать, что такое горловое пение в сопровождении бубна. Вот примерно так: «Я призываю духов» (демонстрирует)4.

Особенно использовали горловое пение, вызывая духов для исцеления людей и для убирания из тела разных сущностей. Например, таких как порча и изгнание чертей. Дребезжащий звук в горловом пении использовали. Дребезжание человека внутри — так плохое само собой клеткой или организмом человека вытесняется наружу во время дребезжания голоса шамана. Там дребезжание, смотрите вот (демонстрирует). Дребезжание — это есть исцеление человека голосом. В сопровождении бубна особенно сильное. Бубен — это колесо жизни, восемь граней бубна — здесь восемь сторон света, рукоять в виде креста — это называется могеже, и дымоход юрты у скифов, тувинцев такой. Здесь крест означает вечность. Через дымоход шаманы и простой народ также связывались с Космосом. А бубен, само собой, это шкура высоко на горах пасущегося осеннего марала.

И.М.: Сейчас мне хотелось бы подробнее расспросить о Великом камлании «Вглубь веков», где «Адыг-Ээрен» вошли в контакт с Великими шаманами древности, получили благословение, узнали информацию. Что оно в корне из себя представляет?

К.Т.: Камлание «Вглубь веков» — это 30 000 лет шаманизму в Центре Азии, в Туве. Мы в прошлом году делали в августе, в этом тоже в августе будем делать — 1 августа в ночь Большое камлание будет. Здесь суть что? Во время камлания наши шаманы будут входить в транс вглубь веков, 30 000 лет назад с теми шаманами, которые родом из каменного века, от пещерного человека ещё. С пещерными шаманами каменного века. Мы будем встречаться с ними, разговаривать. И будем перенимать опыт тех шаманов, который они передадут нам как потомкам тех шаманов. И они нам дали добро. Наши предки из тех далеких веков нам передали своих добрых духов.

Объединённые силы армии Цинской империи (Маньчжурии) и Тибета в 1758 году напали на Ураанхай — так тогда называлась Тува. В то время все люди шаманистами были в Туве. Те захватчики навязывали буддизм. Многие, очень многие не хотели принимать этот буддизм. И тогда начался геноцид. Начали резать население — всех подряд. Если один человек в семье против — значит, всю семью вырезали. От 10 миллионов тувинцев осталось после геноцида 60 тысяч человек. Трупы складывали, и семь лет они гнили, от вони люди умирали, от чумы, заболеваний дыхательных путей. Это же геноцид, буддийский национализм; первый фашизм, первый нацизм приняли наши предки в Туве. Потому что они не захотели свои корни убирать. Не хотели свои традиции променять. Не хотели свои обрядовые традиции, шаманские верования упускать. И, конечно, тогда люди понимали, что если предать шаманов и идти в другую религию — наши местные духи не простят. И духи предков тоже не простят. Наши предки думали только о своих потомках, чтобы в будущем внуки, внучки жили хорошо.

И.М.: На Великом камлании участвовали шаманы со всего земного шара, после камлания — в рассветной юрте Вы сделали «разбор полётов»5. Были подняты вопросы сохранения и развития веры, практики Кара Дээр/Тенгри/Дао/Синто, на мой взгляд — это термины схожие и все обозначают практику в эманациях Естества Духа, говорили о недостатках происходящего и методах решения проблемы, пути дальнейшего следования. Прошёл ровно год — как изменилась ситуация за всё это время?

К.Т.: Великие камлания «Вглубь веков» — мы их просто делали, и всё, 30 костров жгли. Шаманы, конечно, со всего света — много было разных. И, наверное, в современном мире такое камлание нигде не делали. Это сильнейший обряд; связь с древними шаманами, связь с древними людьми, и связь древних, могучих шаманских традиций мы переняли. В юрте я говорил, что было, как было, как перенят опыт — это нами, сильными шаманами. Тувинские шаманы считаются во всём мире самыми сильными. Это уже доказано давным-давно, в начале 90-х годов. Потому что в Туве сохранился ведический шаманизм. Это доказывает, что мы — шаманы — переняли опыт даже тех своих древних шаманов и тех репрессированных шаманов, замученных, расстрелянных, в ссылках которые умерли шаманов, — вот их всех опыт у нас в крови и жилах течёт. Это очень радостно.

И такое камлание «Вглубь веков» — это что означает? Означает, что Тува как таковая — страна шаманов, которые сохранились в первозданном виде, которые сохранили в первозданном виде шаманизм. С Тувы ещё в древние времена, в архаические времена шаманизм по разным континентам — например, Северная и Южная Америка, — перекочёвывал, и даже в Европу, африканский континент и в разные страны Азии, Австралии. Откуда шли эти шаманские мистические знания? Это был шаманизм в Туве — как центральный, шаманский центр был, крепость. Значит, здесь, в Туве, непростые шаманы были, это жрецы-шаманы были. Великие шаманы. Отсюда уходили на разные континенты из Центра Азии. Поэтому такой могущественный шаманизм в Туве сохранился с древних времён. И даже вот что инквизиция при коммунизме, что в феодальные царские времена не могли уничтожить до корней тувинский шаманизм. Это есть сила предков; это заслуга предков-шаманов.

И вот это на этом камлании, обряде «Вглубь веков», связь с теми умершими шаманами — мы уже установили. А в нынешний год в сентябре 30 тысяч и 1 год назад будем этот обряд, камлание «Вглубь веков», проводить. Тоже воссоединим с древними предками Великих шаманов-жрецов связь. Чтобы на нашей земле, нашей Родине, в России — мир был, чтобы люди дружно жили, в других разных странах тоже чтобы люди дружно жили, чтоб мирно жили, никаких войн, никаких болезней, никаких катастроф — землетрясений, цунами, наводнений, пожаров не было, чтобы никаких страшных эпидемий не случилось. Это наша цель, шаманов. Великие шаманы «Адыг-Ээрена» будут давать силу в этом обряде. Чтобы не только наш тувинский народ и российский народ, но и заграничные страны, в них люди нормально жили, хорошо жили, дружественно жили; понимали себя и не воевали друг с другом из-за какой-то религии, разности религий. Религии — это философия, слишком затянешься в философию — значит, с ума сойдёшь. Это же учение просто, это никакое не наследие, которое пришло от предков. Это выдуманные учения, философия каких-то людей, чтобы размежевать шаманизм, под выдуманными богами завоевать земли и стирать вековые верования людей. Единый Бог — это Солнце. Без Солнца жизнь на Земле прекратится; холод, мрак.

И.М.: Кара-оол Тюлюшевич, а как происходит обучение молодых шаманов в Вашей организации? Как они выбираются, чему учатся в процессе обучения, сколько это занимает времени?

К.Т.: Молодых шаманов к нам приезжает, конечно, много. Есть даже школьного возраста шаманы — я говорю о местных шаманах, молодых, в юртах. И потом юношеского возраста до 30 лет тоже есть. От 18-19-20 до 30 лет. Эти люди приходят — они видят духов, видят чертей, видят полезных людей. Видят и заранее знают причину болезни человека, как можно причину устранить — они знают. И когда люди приходят разных возрастов с семейными проблемами, по работе, и другими — они тоже знают причину. Если невезение или неладно что-то. И самое главное — они видят душу людей. Живых людей души и даже мёртвых людей души, и разговаривают с ними. И определяют, где правда, где зло. Например, души умерших людей накормит, и уговорит, и потом проводит в страну предков. А вот есть молодёжь, из российских городов приезжает на обучение — есть у них тоже способности. Хоть маленькая способность, но есть где-то: если неделя — можно научиться, за 15 дней можно, 30 дней можно. И некоторые даже люди по 3 месяца учатся. Это как усвоит человек, как поймёт, как в себе примет шаманский дар. У людей разные получаются сроки. Некоторые сразу подхватывают.

Потом, почему у тех людей, которые на Севере, и везде, где крещение проходило в царские времена — они своих шаманов уничтожили. Они забыли, что такое шаманы. И нынешняя молодёжь среди малых народов, и среди русских, среди самых разных национальностей — почему люди приходят? Потому что в каждом человеке, если древние корни копать — там обязательно должен быть шаман, до религий разных. До буддизма, то христианства, до иудаизма, до мусульманства, до католицизма — тоже были предки. Он же не ниоткуда, не с неба свалился человек. У человека глубокие корни, у всех людей, всех народностей — корни там. Если сильный шаман, то он тогда научит учеников, предков этого ученика вызовет и присоединит к этому человеку. Чтобы этот предок к своему пра-пра-пра… присоединился и помог. На всю шаманскую деятельность этому человеку. Вот в чём заключается учёба. И чтобы человек — тот шаман, ученик — чтобы увидел, ясновидящими глазами видел всякие проблемы людей и болезни. И этот шаман исцелял людей и обряды делал разные, и счастье, удачу вызывал, всё делали. Я в основном сейчас шаманов в России обучаю, чтоб у нас на нефтяных промыслах, угольных шахтах, рудниках — не было никаких аварий. Шаманы пусть помогают, пусть разговаривают с духами, пусть кормят духов этих местностей.

Так что всё зависит от обучающегося — как он примет шаманский дар. Быстро освоит — значит, быстро, медленно — значит, медленно. Там сроки не указаны.

И.М.: Одна из самых главных проблем современного человечества и России в частности — это проблема человеческих конфликтов и экологии, одно перетекает в другое. Человек преследует в целях наживы неосуществимые идеалы, разочарование перетекает в агрессию, агрессия становится умиранием. Реки людских сердец отравлены, духи ждут подношений, но, отвернувшись, начинают засыпать: сновидения тревожные, потом уходят и сновидения — уходят сниться самим людям, потом мы отчётливо слышим хоомей пробуждающихся хранителей, менгиров, онгонов. Круговращение не останавливается, видим в почерневших боках лета и века; затем открывают глаза, и пение Духа выражается голосом хоомейжи, услышанного ребёнком среди степного раздолья; сердце ребёнка, в которое попал звук Мастера — этот ребёнок станет взращивать поколение, привносить в Средиземье облик своего сердца, слившегося с Небом. Так зачинается новое время, так из коллективного подсознания людей кардиограммой строится многозвучие Природы и Человека, пребывая в одно целое. Кара-оол Тюлюшевич, как и что сейчас необходимо сделать, чтобы перенести потомкам завещанное нашими предками? Нужны действия, или надо затаиться?

К.Т.: Конечно, нужны действия. Если человек живёт в нынешние времена, что в городах, что в деревнях, или даже в шаманских стоянках, что в глуши — в тайге, на Севере, тундре, — что в жаре Сахары; это же люди — дети природы. Если с природой ты будешь, если с добрым взглядом и с добрым отношением к ней ты будешь относиться — природа даёт тебе добро на жизнь. Если ты будешь разрушать природу, не бережно, не экологически использовать — это будет у тебя трагедия. Это трагедия всего мира.

Конечно, чьи деньги, прибыли многих бизнесменов, предпринимателей, которые связаны с недрами земли, воды, в шахтах, на нефтяных вышках, газовых месторождениях, — у этих людей будущее очень опасно. Особенно будущее тех людей, которые много заработали с природы, которые копают драгоценные металлы, нефть, газ, — всё равно природа, она отомстит тому человеку. Если тот человек щадит, оберегает — чтобы не засорялись подземные воды, источники рек, самое главное — это источники, где выходят из-под земли реки, — тогда она, конечно, пощадить может, но я вряд ли думаю, что в современном мире это будет.

Но борются люди, есть, конечно, Министерство природы, водных ресурсов, есть лесные хозяйства и т.д. Конечно, с тех предприятий, тех комбинатов, заводов, которые много прибыли забирают, — за природу, за ущерб природе, который они наносили, надо денег изымать побольше, и эти деньги вернуть природе, чтобы было восстановление природы, очищение воды, воздуха, трав, деревьев, гор. Почему я говорю? Потому что нашим детям, внукам, правнукам — потомкам — нужна природа, чистый воздух нужен, чистая вода, а не загазованный воздух, не засорённая нефтью вода. Ведь природа кормит нас. Если природа не даёт урожай — разные растения и животные если вымрут, — что будет? Ты не будешь есть этот уголь, ты не будешь есть камень, ты не будешь пить нефть. Ты же не микроорганизм, ты — живой человек, дитя природы, опомнись! Вот если духов привлекать для очищения воздуха, для очищения шахт, чтобы, например, взрыва метана не было, — нужен шаман. Шаманы должны там обряды делать, просить, говорить с духами-хозяевами этих гор, этих рек, и потом через их разрешение можно проводить взрывные работы, копать. Этого же в нынешнее время не делают. Это очень печально. Шаманов незаслуженно забыли, и это плохо — плохо, потому что духи понимают только шаманов.

А вот хоомей, голос хоомейжи, призывающий к жизни детей, — ну, на это духи шевелятся, дают добро, конечно, но этого мало. Должен шаман давать людям совет, как копать земли, как взрывать руды, как океаны, моря, реки благоустроить, какие-то сооружение делать, — шаман там это пусть спросит. Жаль, конечно, этого не поймут — потому что шаманов очень ненавидят всякие религии. Есть четыре основные религии мировые — они не признают шаманов, ненавидят шаманов. И это печально.

И.М.: В марте 2015 г. мы с известной художницей Салтанат Ташимовой как гражданские активисты по спасению и сохранению Кок-Жайляу под Алматы от застройки горнолыжным курортом стали инициаторами просьбы — провести камлание6. К счастью, духи дали добро7. Искренне благодарим Вас за помощь, уважаемый Кара-оол Тюлюшевич. Вскоре стало известно, что строительство приостановлено. Сейчас снова пытаются взяться за старое, несмотря на официальное затишье. Думаю, такие колебания ещё будут идти некоторое время и закончатся, это изначально уровень хранителей — требуется время. Когда проводили камлание, произошёл один мистический случай. В Саратове у дома и в округе кружило огромное количество воронов (мой тотем); через день я узнал, что Вы проводили обряд примерно в это же время — узнал через видеообращение. С обыденной точки зрения это не поддаётся логическому объяснению, однако это было, и всё произошло параллельно. Энергия миров чувствовалась независимо от территорий. Сейчас в некоторых регионах ведётся война с заповедниками, памятниками, местом, где живут люди. Ведь, в конечном итоге, нет никакого разделения: уничтожая природу, человек уничтожает самого себя, если не сохраняет рукотворное наследие — отсечёт память поколений. Как можно это исправить, учитывая и то, что есть посторонние силы, которые этому препятствуют?

К.Т.: Кок-Жайляу в Казахстане — это уникальная природа, уникальная местность. Если лишатся казахстанцы Кок-Жайляу, если осквернится эта земля, деревья, травы, речки, — значит, Казахстан, люди, там проживающие, будут дышать очень вредным воздухом, будут пить ядовитую воду. Поэтому я провёл обряд по просьбам жителей не только Казахстана, но и других местностей, которые Кок-Жайляу хорошо знают. Я провёл обряд, чтобы не трогали это место, — через духов моей родной Тувы и через духов Казахстана, предков, которые тоже когда-то были там — тюркских народов. Через Кара Дээр, через Тенгри я запретил это дело. Поэтому где-то в Саратове, где-то там кружились вороны. Это вороны, которые нападали на тех людей, которые заявили инициативу убрать Кок-Жайляу и сделать там какое-то сооружение, копать там, взрывать — этому сопротивляется даже живая природа. Это есть птица ворон. Ворон — это шаманская птица. И поэтому я, конечно, помог, бескорыстно помог им по их просьбе. Впредь, если такие заповедные места будут нарушать и хотят убрать, хотят замусорить — я буду помогать тем людям, которые будут просить меня.

А вот памятники, рукотворные работы, которые сделаны людьми, — например, вот как в Сирии, Пальмира — это древняя ценность. Очень печально, конечно. Когда Пальмиру разрушали — мне заказа не было. Никто не обращался ко мне, чтобы остановить это разрушение. А вот Кок-Жайляу когда хотели разрушать — мне заказали, чтобы я совершил обряд в защиту Кок-Жайляу. А вот памятники, конечно, и каменные, и другие, деревянные тотемы разные — это варварское уничтожение. Это религии, это все религии, даже мусульманство, смотрите: там какие друг другу противостоят течения? Все верят в Аллаха, но у них, как говорится, направления разные. Это разве религия? Это просто ненависть у людей, это неонацизм. Из-за различия какой-то религии людей уничтожать — это разве религия? Нет, это не религия. Это есть национализм. Так что, если чуть такие попытки, надо ко мне обращаться и просить помощи. Я всегда помогу.

И.М.: Прорицание. Эта тема заслуживает особого внимания. Сам я тоже периодически гадаю по Таро, И-Цзин, Ырк битиг. Когда начал исследовать две последние системы, узнал о родственных (на мой взгляд) методах прорицания: гадание по бараньей лопатке, которую раскаляют в костре, гадание по шаманскому зеркалу Кузунгу, на панцире черепахи, тувинский хуваанак, казахский кумалак. Кара-оол Тюлюшевич, могли бы Вы рассказать как прорицают шаманы в Туве? Какие методы Вы лично используете, или у Вас нет предпочтений — всё зависит от ситуации? Есть ли те методы, которые сейчас недоступны? Или те, которые скоро появятся?

К.Т.: То, что здесь говорится, что разные прорицания — это, во-первых, насчёт слова «прорицание». Прорицатель — не шаман. Всех прорицателей, гадателей, целителей, экстрасенсов, магов, гипнотизёров, психологов, парапсихологов, знахарей корни — это шаманизм. Если ты будешь стопроцентно знать шаманизм, ты все эти методы как свои пять пальцев будешь знать. Разные есть люди на земном шаре, я во многих странах был. Например, скандинавские люди на рунах гадают. Где-то в Карибском бассейне — на воде. Есть цыганские карты. Есть Таро — тоже карты. Есть у нас в Туве хуваанак — на камнях, и на бараньей лопатке гадание. И у нас ещё многие гадания есть: на нитках гадают; разные методы. И человека, когда видят своими глазами — и сразу ему, без гадания, могут ответить. Вот что значит сохранить истоки шаманизма.

Потом, такое слово «шаманизм» люди выбросили и начали называть себя другими именами — гадателями всякими, целителями, экстрасенсами и т.д. Надо понимать, что в корне всех мистических, всех сверхъестественных знаний мира, даже о науках — стоит шаманизм. Древний человек в пещере когда жил — сто человек, например, — среди них один шаман должен быть. Это свыше отправленный человек; сверху, от предков. Этот человек будет защищать людей, лечить их и показывать, где рыба, где зверь: где рыбачить и охотиться. И этот человек, когда люди заболевают — травами, корнями будет лечить; это основа медицины. А вот по эпохам каменный нож, медный, бронзовый, железный — это замысел того шамана, который кормил людей. Шкуры надо снимать, не зубами же их грызть, эти шкуры. Это шаманское изобретение — нож. Это скифское, начало скифское — это от руды бронзу, железо начали делать. Это тоже шаманский замысел.

А вот наука эта о звёздах, зодиаках там всяких — астрология. Это разве не шаман, разве не он начал всё делать? Сейчас вот астролог это называется. Какой он астролог? Этот человек шаманские знания только на 1% знает. А настоящий шаман — он выше, чем астролог. Лучше, чем медицина, знает болезни людей и точный диагноз ставит. И где руда железная, разная, золото — шаман знает. Так что зря незаслуженно философы разных религий очернили и осквернили шаманизм. Но шаманизм выстоял. Где он выстоял? Именно в Туве. Отсюда сейчас возрождение идёт по всему миру. В Туве шаманская организация «Адыг-Ээрен — Дух Медведя». Два года назад мы открыли Международную академию ведического шаманизма. Сюда люди обучаться приходят, документы потом получают — обучаются и уходят. И на местах помогают людям, по-честному и по-нормальному.

А те, которые не прошли — экстрасенсами, магами, целителями, гадателями называются. Например, в крупных городах, в Москве эти экстрасенсы — это шарлатаны. Есть настоящие маги, экстрасенсы, целители, гадатели — они должны проходить Международную академию ведического шаманизма в Туве и получить документы. Тогда они будут действительные. Мы выявим и посвятим их, и дадим документы. Вот таким людям надо верить. Чтобы не было шарлатанов, надо в России всех этих людей централизовать под главенством Верховного шамана Республики Тува. Потому что Тува — это единственный регион, где после развала СССР шаманизм был разрешён официально благодаря Борису Николаевичу Ельцину. Он разрешил, чтобы в единственном регионе — в Туве — был шаманизм. Это заслуга Ельцина — Президента Российского нашего первого.

И.М.: А можно рассматривать теорию систем, катастроф, случайных чисел, вообще любого прогнозирования как метод прорицания? Можно ли сказать, что шаман современности может предсказывать, высчитывать, как математик? Или вот пример: как в народе, когда любой рабочий, крестьянин определяет погоду по приметам? Это всё прорицание, или следует отличать?

К.Т.: Прорицание, опять прорицание. Наши шаманы, даже я — о разных засухах, разных пожарах в будущем — которые на будущий год, например, на грядущие годы, — о землетрясениях, наводнениях мы предупреждаем, но нас никто не слушает. Слушать не хотят. Потому что люди, которые сидят наверху — они верят только учёным, а учёным людям такого дара не дано. Нет у них дара предупреждать заранее людей от опасности — от войны, например, от всяких наводнений, от разного переселения людей. Но, к сожалению, шаманов никто не хочет слушать. Потому что это ещё не созрело, наверное, или окончательно забыто — шаманизм ими, даже учёными людьми, даже верхушками властей. Любой шаман может заткнуть учёного, доктора медицинских наук, даже доктора других наук. Понимаете? Разных.

В чём-то если конкретно решать вопрос, если секрет какой-то разгадать, или предмет какой-то определить — например, памятник истории или какой-то артефакт древности, — в каком году это сделал человек, в каменном ли веке, или бронзовом ли веке или в Средневековье. Это шаман сразу одним взглядом всё насквозь видит, а учёные — они будут доказывать, если это всё изучать — годы, тысячелетия пройдут, понимаете? Разными аппаратурами всякими, анализами. Вот здесь, видите, тоже сила, мистические знания хранит шаман.

И.М.: Два года назад в Кызыле вышла Ваша книга «СКИФ ХҮН ТҮРК УРАНХАЙНЫҢ ХУУЛГААЗЫН ТЫВАЛАРЫ. Тываның Дээди камының хуулгаазын кам көрүжү» (переводится как «Мистические тувинцы — скифы, хунны, тюрки Уранхая (Мистические шаманские видения Верховного шамана Тувы)» на тувинском языке. В цифровом виде она доступна на официальном сайте «Адыг-Ээрен»8. Приобрести бумажную версию, как я понимаю, можно в самой организации «Адыг-Ээрен»? Расскажите, пожалуйста, о чём она, и когда ожидать её выход на других языках? Русскую версию Вы переводите сами. На каких языках она планируется? Кто занимается переводом?

К.Т.: В этой книге затронуты все жизненно-важные вопросы нынешнего и прошлого человечества — например, как там написано, от Всемирного потопа и разные эпохи, разные государства, которые существовали в Туве: от скифских времён, потом гунны, потом тюркские времена, уйгурские, киргизские, монгольские, Цинская империя, потом Тувинская Народная Республика, потом Тувинская автономная область, потом в составе России, потом нынешняя Республика Тува. Для этого времени я сам и понятия дал, и как людям жить, и как быть при болезнях, при разных проблемах, в быту, в жизни — даже вождение автомобиля на дорогах; во всех сферах. Даже и в армии, и как учиться, как полюбить друг друга, как привлечь своих людей, чтобы не потерять, чтобы они не умирали. Эта книга тиражом 100 экземпляров всего, вся разошлась по рукам — очень востребованная книга. Люди очень сильно интересуются. Надо было экземпляров больше печатать, а спонсоров нет. Я просил спонсоров — люди не хотят. Знать, богатые люди — им понимать жизнь не надо, им нужны только деньги, власть над другими. А вот здесь написано, в этой книге как раз и они затронуты.

А вот перевод на другие языки — это очень трудно. Я обращался к учёным людям Тувы, чтобы перевели на русский язык. Люди боятся этой книги. Свой авторитет потерять или своё место, где работают, чтобы их не уволили — боятся перевести. Из иностранных языков, конечно, на английский переводится, наверное, быстрее выйдет на английском языке. И есть на монгольский язык человек-переводчик, на турецкий язык. А перевод на русский язык опаздывает; очень медленно идёт. Потому что есть слова, которые утеряны, которые пришли с древнего мира, которые трудно переводятся, есть смыслы разные утерянные. В современном мире у людей просто: утром встал на работу, вечером пришёл, поспал, а утром точно так же. И вот одни и те же дела происходят. И общение, язык в современном мире очень лёгкий, доступный, а в древнем — те сильные слова, такие, которые произносились для блага людей, — вот какие слова забыты. Но всё равно на русском языке мы выпустим книгу. Этим уже занимается мой племянник Андрей Монгуш — я на эту тему уже говорил с ним.

И.М.: Если это возможно, озвучьте, пожалуйста, некоторые Ваши планы на ближайшее время. Помню, речь шла о создании организации по сохранению природного и культурного наследия — как движется эта задумка? Утихомирилась ли ситуация со священной горой Хайыракан9? Требуется ли помощь общественности? Также известно, что в 2017 году планируется второй фестиваль «Зов 13 Шаманов», организованный по инициативе Николая Мунзуковича Ооржака. Планируете ли Вы своё участие?

К.Т.: Такие организации, которые для сохранения природы, конечно, есть, и, наверное, есть люди, которые этим занимаются. Но нас, шаманов, туда не приглашают. Это, конечно, их дела, мы остаёмся на стороне. Как раз шамана приглашают для сохранения природы, разных объектов, таких, например, как гора Хайыракан. Ну, гора Хайыракан — тут утихомирилось, это ясно.

«Зов 13 Шаманов», Николай Ооржак — этот человек давно откололся в конце 90-х годов от шаманской организации Тувы и уехал в Москву. Он там артистической деятельностью занимается. И, конечно, он собирает, молодых горловому пению учит, потом тех учеников он зовёт сюда, и он самостоятельно это всё делает, без моего ведома. Но должен это делать по моему разрешению, потому что я — Верховный шаман Республики Тува. Мне надлежит шаманами руководить в Республике. А как таковой, Николай Мунзукай, конечно, он старается, чтобы тоже по-своему развивать шаманизм. Но у него другое направление развития. Этот «13-й зов», этот обряд — это привлечение денег. Те люди, которые были там — с них он собирал много денег. Бедных людей обдирать в Туву снова хочет приехать. Это же бизнес у него.

И.М.: Кара-оол Тюлюшевич, уважаемый, благодарю за беседу. Наш журнал читают прорицатели и обычные люди. По китайскому календарю, сейчас Год Красной Обезьяны, а по тувинскому — Человека. Что Вы хотели бы им пожелать? Подсказать или дать совет?

К.Т.: Особенно это прорицателям всяким, гадателям, целителям, экстрасенсам, магам говорю: чтобы они были честны с людьми, не обманывали их. Многие обманывают, поэтому приезжают с разных городов России ко мне, жалуются, что там такой-то маг или такой-то экстрасенс, такой-то целитель обманул и получил много — в сотнях тысяч, или даже миллионы денег взяли. Люди, чтобы рассчитаться с этими магами, экстрасенсами, даже в кредиты, долги залезают. Это же больные люди — они доверяют рекламе какого-то мага или какого-то целителя, экстрасенса и туда приходят и сдают большие деньги, а никакого результата нет. Потом приходят ко мне в Туву. Этих людей я принимаю и по-настоящему помогаю исцеляться. И, как говорится, по-простому, я очищаю говно от этих магов, экстрасенсов всяких, целителей, потому что они шарлатаны. Надо, если они захотят людям помогать — пусть приходят в Международную академию ведического шаманизма в Туве. Пусть здесь проверяются. Пусть они обучаются, опыт набирают, практику — вот тогда пусть помогают людям.

В год Человека человек должен весь год осторожно вести дела в жизни, на работе, в быту. Природе надо опасаться землетрясений, наводнений, пожаров и всему, конечно — войны. Разные люди — разные характеры. Год Обезьяны тоже такой — то дожди, то буря, то солнечные дни — поэтому характер года разный.

Беседовал Ильяс Мукашов

Июль-август 2016 г.

Читайте так же:

Поделиться в соц. сетях

0