Я задумался над тем, в чем заключается успех американского технократа Илона Маска и его проекта Tesla Model X. Напомню, продажи по кварталам для данного автомобиля были такие:

— 2015, 4-й — 507 штук.
— 2016, 1-й — 2 659 штук.
— 2016, 2-й — 4 638 штук.

Итак, чем же был обусловлен взрывной рост продаж и выручки компании?

Это явно не двери, открывающиеся наверх, сделали бум продаж. Это вещь красивая, недоступная для «АвтоВАЗа», но не она привела к успеху.

Автоматически обновляемый софт, over-the-air firmware upgrade — это вещь приятная и нужная. Возможность накатывать прошивку во время путешествия по городу без необходимости посещения автосервиса — это удобно. Пользователь «Тэслы» получает не только самый свежий софт в любой момент времени, но и техподдержку, и гарантию постоянного обновления прошивки, постоянных улучшений, совершенствования автопилота и так далее. Получается этакий подход run & change, о котором говорил Греф.

Правильный выбор ценового сегмента, несомненно, сыграл свою роль. В то время как «АвтоВАЗ» ориентируется на люмпенов и старается брать количеством, Tesla Motors ориентируется на интеллектуалов среднего класса. Как говорится, работать надо не 12 часов в сутки, а головой. Лучше меньше в год машин выпускать, да лучше.

Автопилот сыграл свою роль, но она не была главной. В то время как многие мировые производители дозрели только до круиз-контроля с удержанием полосы, последние версии прошивок «Тэслы» творят чудеса, уворачиваясь от подрезающих машин, паркуясь, поворачивая, объезжая и давая возможность водителю с учетом пробок наиболее оптимально проехать из точки A в точку B по Google Maps без необходимости притрагиваться к рулю и педалям вообще. Тем не менее, софт автопилота от Google лучше софта от Tesla Motors. Да, софт «Тэслы» уже сейчас водит автомобиль лучше, чем таксист дядя Вася, который полгода назад играл в карты на «просто так», сидя на нарах, а теперь работает в такси «Везёт», но Google тут продвинулся еще дальше.

Программно-аппаратная система предотвращения возгорания аккумуляторов, включающая химические реагенты, сыграла свою роль. Представитель среднего класса свою жизнь нашел не на помойке, он ее ценит больше, чем экономию на безопасности. В России живут под лозунгом «Бабы еще нарожают», на Западе же свою жизнь реально ценят.

Экологичность свою роль сыграла тоже. Лучше мусор складировать и утилизировать в каком-то одном месте, чем равномерным слоем размазывать его по всем городам и деревням. Производство аккумуляторов и их утилизацию Tesla Motors не размазывала по стране, а локализовала в строго отведенных местах подальше от людей, а также вынесла на аутсорсинг в Азию. Также компания смогла доказать людям, что электромобили экологичны и что чистота воздуха в Калифорнии имеет значение и влияет в том числе и на продолжительность жизни. Приятнее жить в городе, в котором нет выхлопных труб вообще, хоть до этого прекрасного далека еще далеко.

Главная причина успеха была в другом.

Современные автомобили и до Илона Маска совмещали в себе механику и микроэлектронику, но только Илон Маск придумал и внедрил концепцию «Автомобиль будущего — это один большой монолитный смартфон, только на колесах и внутри него можно сидеть». Да, в «Тэсле» хватает механики, редукторов и валов, но она больше похожа на смартфон, чем на жоповозку. Это автомобиль будущего — автомобиль шестого уклада. Основа шестого уклада — это упор на интеллектуальный труд, разделение самого труда и внедрение автоматических систем вместо автоматизированных. Эпоха посиделок с пацанами в гаражах уходит в прошлое. Уходят в прошлое и ноги, высунувшиеся из-под днища автомобиля, которое стоит на домкратах. Уходит время халтурных работ из серии «Витёк, можешь в моей ласточке на выходных перебрать коробку за два косаря?»

Близится момент технологической сингулярности, когда «Тэслы» будут выпускаться без руля и педалей вообще, будут полностью беспилотными и начнут продаваться всем людям мира в формате беспилотного каршеринга или беспилотного такси с почасовой оплатой и возможностью вызывать в любое время суток со смартфона прямо к подъезду. Такие автомобили будут самостоятельно ездить на заправку, самостоятельно проводить диагностику и устранять мелкие неисправности на ходу, а крупные — ночами в безлюдных автосервисах, где более глубокой диагностикой и ремонтом будет заниматься искусственная личность, управляющая машинами. Также эти автомобили в течение вынужденного простоя будут патрулировать дворы и подворотни, анализируя обстановку и вычисляя пьяные компании люмпенов, которые с бывшими сокамерниками распивают пиво или курят на детских площадках во дворах жилых домов, после чего будут вызывать ментов через открытый ментовской RESTful API в точку с конкретными GPS-координатами, занося в блокчейн Emercoin сам факт вызова ментов (на случай игнорирования со стороны МВД).

Водитель во время поездок будет спать, играть в компьютерные игры, слушать радио, заниматься самообразованием, проходить курсы на Coursera, смотреть видео, писать в Twitter, слушать аудиокниги, а взаимодействовать с машиной он будет сначала через сенсорный экран, затем — через голосовой интерфейс на всех популярных языках планеты, потом — через нейроинтерфейс. Водитель (а к тому времени слова «водитель» и «пассажир» станут синонимами) сможет заниматься венчурными инвестициями, не вылезая из арендованной «Тэслы». Рынок приложений для мобильных ПК будет долгие десятилетия обеспечивать высокий и непрерывный рост мировой экономики. Кстати, со временем лямбда с формальной верификацией и automated deduction вытеснит Джаву из этой области, приложения будут работать корректно повсеместно.

Илон Маск — венец, подлинный интеллектуал, визионер новой эпохи. Читайте так же, почему Илон Маск — враг ретроградной России №1.

источник

Читайте еще по теме:

Поделиться в соц. сетях

0