Tinkoff Aliexpress дарит 5000 на первую покупку + 9,5% кэшбэк на остальные Узнать подробности
 

Первые поселения финикийцев в Ливии и на берегах Средиземного моря существовали уже в Х в. до н.э. Откуда пришли эти народы сказать невозможно, так как никаких сведений об этом попросту нет. Изучение финикийской культуры для исследователей представляет немалый труд, так как она во многом изменилась в течение последнего тысячелетия до н.э. под давлением иностранных культур. Поэтому под массой наслоений теперь приходится искать самые уникальные, присущие только финикийцам черты.

Финикийская религия представляет собой странное сочетание обожествленных воспроизводительных и разрушительных сил природы с именами и культами, схожая с культами астральной религии вавилонян. Самое интересное то, что функция финикийских божеств как морских владык, если и была известна, то занимала в их представлениях далеко не первое место. Это весьма необычно для финикийцев – народов моря, как принято считать. Некоторые данные позволяют заключить, что финикийские и вообще хананейский божества вышли из пустыни. И в Тире и в Карфагене символом верховного божества был Бык как покровитель стад, также почитались отдельно стоящие высокие скалы.

Имена финикийских божеств не были именами собственными, а означали скорее их статусы и качества: верховные владыки назывались «Ваал/Баал», господа — «Адон», цари — «Мелек/ Молох», владычицы — «Баалат», и просто боги — «Эл/Ил». В каждом городе почитался верховный владыка «Ваал», он был владыкой народа и проявлял себя в небесной природе – громе, молнии и буре. На ряду с ним почиталась богиня Мать-Земля владычица «Баалат», именуемая Астартой и олицетворяла земное плодородие. Позднее, с приходом египтян место «владычицы» заняла Хатхор. Кроме них также почиталось юное мужское божество, ежегодно умирающее насильственной смертью и возвращающееся к жизни. Близость этого божества к другим религиозным культам Египта и Вавилона очевидна.

В ливанском Библе (Библосе) главным богом был Эл, его изображения с шестью крылами сохранились на древних монетах Библа.

Но культ Эла со временем отступил, уступив место владычице Баалат-Гебал и ее любимца Адона, у греков Адониса, тождественного вавилонскому Таммузу. В Тире и Карфагене юный бог назывался Ваал Мелькарт, которого греки назвали Гераклом.

Также до нашего времени дошли имена разных финикийских Баалов: «Баал-шамин» (Баал Небесный), «Баал-Малак», «Баал-Цафон», «Эшмун». Сохранилось изображение карфагенского солнечного божества Баал-Хаммона «Бог пылающий», он представлен в виде сидящего старца с рогами овна между двумя баранами. Наряду с Баалом почитался бог Ярих/Ягве. Родиной бога Ягве принято считать древний Ур. Это родина Авраама, тогда еще Авраама, заключившего с Ягве завет. В угаритском поэтическом эпосе образ Яхве параллелен образу Баала в политеистическом иудейском пантеоне богов. И тот и другой — цари мироздания; и тот и другой — боги-воители, громовержцы, податели огня, обеспечивающие плодородие. В угаритских поэмах Баал назван «Силачом» — всадником, скачущем на облаке. Но и в библейском тексте небесное появление Яхве в облаке сопровождается бурей и громом.

Однако, когда пророк Илия посрамил жрецов Вааловых, не сумевших допроситься своего бога на его любимом месте пребывания, на горе низвести огонь на жертву, а ему, служителю Бога Единого это удалось; для многих это стало серьезным сигналом к религиозной реорганизации. Но правда, евреи здесь поступили немного некорректно. Имеет значение то обстоятельство, что действие происходило в пределах израильского царства, а на эти земли между Богом Ягве и Авраамом уже давно был заключен завет. Не искушай Господа Бога своего.

…Главным в финикийском храме был священный предмет, окруженный просторным квадратным двором. Так же была устроена и Моисеева скиния, и храм Соломона. Священным предметом был конусообразный, столпообразный, или причудливой круглой формы внушительных размеров «камень» или колонна. До сих пор один из таких «черных» камней хранится в Мекке. Такой камень назывался у финикийцев «вефиль», что значит «божий дом». На одном из найденных финикийских камней даже сохранилась надпись «да будет Ваал силою». Также алтарными камнями служили аэролиты, светящиеся камни, и метеориты, так по крайней мере говорят исследователи.

На развалинах храма древнего города Мараф среди просторного квадратного двора была оставлена каменная глыба в пять с половиной метров в длину и три метра в вышину. На ней как на основании устроен наос из четырех камней и вся конструкция семиметровой высоты, из-за своих мощных размеров производила сильное впечатление.

Один из древних философов Тацит рассказывал о посещении Титом храма в Пафе на острове Крит, и о происхождении культа поклонения богу-камню: «под видом камня с круглым основанием, который, поднимаясь вверх, в виде конуса, уменьшается от основания к вершине, на Крите поклоняются Богине плодородия. Форма эта не встречалась мне больше нигде, и причина ее неизвестна.» Далее он рассказывает о том, что алтарь никогда не заливает дождем, хотя и стоит он под открытым небом.

Можно с уверенностью сказать, что финикийская религия чужда изящества египетской, эллинской, и даже ассиро-вавилонской, она словно свидетель времен гораздо более ранних, и возникла на основе наблюдений древнейших людей за своими «владыками».

Читайте так же:

Поделиться в соц. сетях

0