В Каноне Гностической Католической Мессы Алистер Кроули указывает: «По обе стороны от алтаря должны быть установлены столбы или обелиски, с симметричными изображениями черного и белого цвета». Символизм двух столбов или колон разного цвета берет своё начало из масонской символики. Точнее, строго говоря, с этим символом мы встречаемся ещё ранее, стоит вспомнить хотя бы Геркулесовы столпы, обозначавшие своего рода конец исследованного греками мира, точку невозврата (кстати, существует версия, что знак доллара $, который вообще-то содержит две линии, это стилизованное обозначение геркулесовых столбов, обвитых мифический змеем Пифоном, ну, да не об этом речь). Но Кроули взял символ именно из масонской традиции, со всеми соответствующими коннотациями.

Бохаз и Яхин

Боаз и Яхин (ивр. ‏בועז‏ и יכין) — два медных, латунных или бронзовых столба, которые согласно Библии стояли в притворе Храма Соломона — Первого Храма в Иерусалиме. По одной из легенд, именно эти две колонны после завершения строительства подземного Храма воздвиг Енох, после чего записал на них принципы искусства строительства, науки и знания. Одна из этих колонн была сделана из мрамора, как устойчивого к воздействию огня материала, а вторая из бронзы, которая, не подвержена влиянию воды. И вода, и огонь — это стихии, испытаниями которых подвергается ученик в первом градусе масонства. После великого потопа именно бронзовая колонна стала источником знания для потомков Ноя, а каменная колонна – источником эзотерического знания Гермарина, прозванного впоследствии Гермесом, основателем герметических наук.

Описание создания столбов Боаз и Яхин приводится и в библейской Третьей Книге Царств (гл. 7, ст.ст. 15 — 21). В Писании сообщается, что столбы Боаз и Яхин строил Хирам, «сын одной вдовы» и медника, жителя Тира (3 Цар. 7:14). Боаз стоял слева, а Яхин (‘основание’, тиберийский иврит יָכִין Якин) стоял справа. Столбы имели размер около 6 футов (1,8 м) в толщину и 27 футов (8,2 метра) в высоту. 8-футовая (2,4 м) капитель, выполненная из латуни, была верхней частью колонны, которая была украшена лилиями, выполненными также из латуни. Оригинальные измерения взяты из Библии и измерялись в локтях, которые зафиксировали, что столбы имели восемнадцать локтей в высоту и двенадцать локтей вокруг в окружности. Внутри они были полые, в 4 пальца толщиной (Иер. 52:21-22). Плётёная корзина стояла на каждой капители, украшенная нагромождением из двухсот плодов граната. Каждый столб был обвит семью цепями для каждого венца и увенчан лилиями.

Традиционно названия столпов переводятся с иврита, буквально, как: «Боаз» — «В нём — сила»; «Яхин» — «Он утвердит». В книге Л. Мигель и М.Отеро «Массонство» дается следующее толкование этих символов. Имена колонн, Яхин и Боаз, образуют на древнееврейском фразу, которая означает «Он установит с силой». Первое упоминание о ее связи с масонским храмом относится к старинным катахезисам первой четверти восемнадцатого века.

Жюль Буше утверждает, что колонна Яхин имеет мужскую природу, делая такой вывод на основании начального Йод J, символизирующего солнце и красный цвет (приписываемый Адаму), а колонна Боаз – женскую, поскольку начинается с буквы Бет B, «дом», являющийся символом Луны и белого (или черного) цвета.

Буше сообщает, что получится, если мы прочитаем имена колонн справа налево, что необходимо сделать, согласно традиции. Имена превращаются в Нихай и Зоав, что обозначает, соответственно, соитие и фаллос, то есть процесс и инструмент творения. В своем обычном местоположении, перед входом в Храм, Яхин располагается справа, что соответствует его мужской природе, а Боаз – слева. Но когда они находятся внутри ложи, то изнутри, для зрителя, их относительное положение будет обратным.

В убранстве Храма символического масонства помимо этих двух колонн, присутствует и третья. Это коринфская колонна красоты, символом чего является Солнце в своей высшей точке – зените. Колонна красоты является синтезом двух начал — колонн мудрости и силы. Таким образом, не сложно спроецировать эти колонны на каббалистическое Древо Жизни.

Колонны Яхим и Боаз можно увидеть также часто и на аркане Жрица таро (например, таро Уайта). Это традиционное изображение аркана для Герметического Ордена Золотой Зори, но Кроули от него отказался. Что интересно, в традиционно иконографии аркана Папа или Иерофант Яхин и Боаз практически не встречаются: две колонны присутствуют на аркане часто, но они как правило одинаковы.

Читайте так же:

Поделиться в соц. сетях

0